Booking продал 12 своих кол-центров фактически вместе с сотрудниками
Гендиректор компании в видеообращении объявил о продаже компании Majorel почти всех кол-центров Booking и объявил, что сотрудники теперь будут заключать трудовые контракты с новым работодателем. Пройдет ли без последствий для Booking этот экстравагантный ход?
Читать на полной версииКомпания Booking.com уволила почти три тысячи сотрудников. Через видеосообщение.
Ранее она продала 12 из своих 14 кол-центров базирующейся в Люксембурге международной компании Majorel. После этого гендиректор Booking Глен Фогель обратился к работавшим с ним сотрудникам и поставил их перед фактом того, что фактически, вместе с центрами поддержки клиентов, Majorel продали и их самих тоже.
Пройдет ли без последствий для компании этот достаточно экстравагантный ход?
Один из крупнейших мировых операторов кол-центров Majorel будет заключать новые контракты только с теми сотрудниками, которые проработали в Booking.com несколько лет. При этом только краткосрочные. И многие из них опасаются, что базирующаяся по налоговым соображениям в Люксембурге фирма будет перебрасывать работников от одного клиента к другому и пытаться заставить их работать в других странах за более низкую оплату, причем без каких-либо возможностей оспорить это решение. В соцсетях сообщение о том, что гендиректор Booking Глен Фогель поставил 2700 сотрудников компании перед фактом того, что их по сути продали другой компании, причем на явно невыгодных для них условиях, вызвало явное раздражение:
«Booking.com получил сотни миллионов евро поддержки от правительства Нидерландов во время пандемии COVID-19 только для того, чтобы уволить своих сотрудников и отдать 26 миллионов из этой суммы своим топ-менеджерам. Сейчас самое время удалить их приложение и свой аккаунт!»
«Я устал от коррумпированных голландских политиков, использующих наши налоги для финансирования многомиллионных бонусов руководителям частных компаний. Это свободный рынок только до тех пор, пока рабочий и средний класс теряет деньги».
Прошлым летом в голландском парламенте разразился скандал. Выяснилось, что в 2020 году, в начале пандемии COVID-19, когда Booking сообщила об операционном убытке в размере 12,5 млрд долларов и правительство выделило ей в связи с этим помощь, общая сумма выплат генеральному директору Глену Фогелю (тому самому, который сейчас сообщил сотрудникам об увольнении) составила 7,1 миллиона долларов, а финансовому директору Дэвиду Гулдену — 24 миллиона. Booking.com пообещал, что вернет Нидерландам 110 млн долларов. Не так давно к Booking существовали претензии и в России, напоминает директор по развитию национальной сети турагентств OnlineTur.ru Игорь Блинов:
Игорь Блинов директор по развитию национальной сети турагентств OnlineTur.ru «Booking является глобальной компанией. Конкурентов в России у нее нет, потому что подавляющее число бронирований идет именно через Booking. Мы призывали наши власти навести порядок в деятельности платформы и обращали внимание на то, что компания, пользуясь своим доминирующим положением, ограничивает права и возможности наших отелей, так называемой «гарантией низкой цены». Мы еще в 2015 году обращались в ФАС с этим вопросом. То, что была поставлена в этом точка несколько месяцев назад, говорит о том, что в этой части Booking принял претензии, которые были предъявлены».
После короткого периода в апреле 2020 года, когда в туристическом секторе наблюдался настоящий обвал, рыночная капитализация Booking.com вновь стала расти. Причем большими темпами, чем до пандемии. Сейчас она превышает 100 млрд долларов, при том, что коэффициент P/E у компании составляет 273.
Это, конечно, значительно ниже, чем у рекордсмена — компании Илона Маска Tesla, но все же по классическим законам рынка свидетельствует о том, что компания скорее всего раз в 10-15 переоценена инвесторами. Тем не менее нынешнее положение позволяет ее руководству совершать такие экстравагантные шаги, как сейчас, считает основатель KIP Legal Tech Павел Катков:
Компания Booking была основана в Нидерландах в 1996 году. Ее штаб-квартира находится в Амстердаме. В 2005 году Booking.com была поглощена американской туристической компанией Priceline всего за 135 миллионов долларов, которая тут же вывела ее на Нью-Йоркскую фондовую биржу и резко повысила ее капитализацию.
До пандемии в Booking работало порядка 15 тысяч человек. В середине первого пандемийного 2020 года компания провела сокращения, которые затронули порядка четверти сотрудников. Но их уволили с соблюдением всех формальностей, выплатой компенсаций, постановкой на учет по безработице — а вовсе не так экстравагантно, как это делается сейчас.