Компания Booking.com уволила почти три тысячи сотрудников. Через видеосообщение.

Ранее она продала 12 из своих 14 кол-центров базирующейся в Люксембурге международной компании Majorel. После этого гендиректор Booking Глен Фогель обратился к работавшим с ним сотрудникам и поставил их перед фактом того, что фактически, вместе с центрами поддержки клиентов, Majorel продали и их самих тоже.

Пройдет ли без последствий для компании этот достаточно экстравагантный ход?

Один из крупнейших мировых операторов кол-центров Majorel будет заключать новые контракты только с теми сотрудниками, которые проработали в Booking.com несколько лет. При этом только краткосрочные. И многие из них опасаются, что базирующаяся по налоговым соображениям в Люксембурге фирма будет перебрасывать работников от одного клиента к другому и пытаться заставить их работать в других странах за более низкую оплату, причем без каких-либо возможностей оспорить это решение. В соцсетях сообщение о том, что гендиректор Booking Глен Фогель поставил 2700 сотрудников компании перед фактом того, что их по сути продали другой компании, причем на явно невыгодных для них условиях, вызвало явное раздражение:

«Booking.com получил сотни миллионов евро поддержки от правительства Нидерландов во время пандемии COVID-19 только для того, чтобы уволить своих сотрудников и отдать 26 миллионов из этой суммы своим топ-менеджерам. Сейчас самое время удалить их приложение и свой аккаунт!»

«Я устал от коррумпированных голландских политиков, использующих наши налоги для финансирования многомиллионных бонусов руководителям частных компаний. Это свободный рынок только до тех пор, пока рабочий и средний класс теряет деньги».

Прошлым летом в голландском парламенте разразился скандал. Выяснилось, что в 2020 году, в начале пандемии COVID-19, когда Booking сообщила об операционном убытке в размере 12,5 млрд долларов и правительство выделило ей в связи с этим помощь, общая сумма выплат генеральному директору Глену Фогелю (тому самому, который сейчас сообщил сотрудникам об увольнении) составила 7,1 миллиона долларов, а финансовому директору Дэвиду Гулдену — 24 миллиона. Booking.com пообещал, что вернет Нидерландам 110 млн долларов. Не так давно к Booking существовали претензии и в России, напоминает директор по развитию национальной сети турагентств OnlineTur.ru Игорь Блинов:

Игорь Блинов директор по развитию национальной сети турагентств OnlineTur.ru «Booking является глобальной компанией. Конкурентов в России у нее нет, потому что подавляющее число бронирований идет именно через Booking. Мы призывали наши власти навести порядок в деятельности платформы и обращали внимание на то, что компания, пользуясь своим доминирующим положением, ограничивает права и возможности наших отелей, так называемой «гарантией низкой цены». Мы еще в 2015 году обращались в ФАС с этим вопросом. То, что была поставлена в этом точка несколько месяцев назад, говорит о том, что в этой части Booking принял претензии, которые были предъявлены».

После короткого периода в апреле 2020 года, когда в туристическом секторе наблюдался настоящий обвал, рыночная капитализация Booking.com вновь стала расти. Причем большими темпами, чем до пандемии. Сейчас она превышает 100 млрд долларов, при том, что коэффициент P/E у компании составляет 273.

Это, конечно, значительно ниже, чем у рекордсмена — компании Илона Маска Tesla, но все же по классическим законам рынка свидетельствует о том, что компания скорее всего раз в 10-15 переоценена инвесторами. Тем не менее нынешнее положение позволяет ее руководству совершать такие экстравагантные шаги, как сейчас, считает основатель KIP Legal Tech Павел Катков:

Павел Катков основатель KIP Legal Tech «Я не думаю, что юридически значимые действия компании ограничились только видеообращением его главы. Скорее всего, есть действия, которых мы не видим, в частности, направление соответствующих уведомлений работникам, и все-таки формальности были соблюдены. Зачем он в целом это сделал, непонятно. Иногда и если рентабельность стала падать, такой шаг делается как раз для того, чтобы в итоге не закрыться. Но есть перспектива коллективного риска. В конечном счете, все будет зависит не столько от формальной правой стороны дела, сколько от взаимопонимания, которое сложилось между этим работодателем и его работниками».

Компания Booking была основана в Нидерландах в 1996 году. Ее штаб-квартира находится в Амстердаме. В 2005 году Booking.com была поглощена американской туристической компанией Priceline всего за 135 миллионов долларов, которая тут же вывела ее на Нью-Йоркскую фондовую биржу и резко повысила ее капитализацию.

До пандемии в Booking работало порядка 15 тысяч человек. В середине первого пандемийного 2020 года компания провела сокращения, которые затронули порядка четверти сотрудников. Но их уволили с соблюдением всех формальностей, выплатой компенсаций, постановкой на учет по безработице — а вовсе не так экстравагантно, как это делается сейчас.