Главное управление МВД России по Москве предъявило обвинение в новой редакции гражданину Израиля Ревазу Шмерцу, проходившему по делу о махинациях с бывшей недвижимостью Минобороны на сумму около 98 млн рублей. Теперь его заподозрили в причастности к хищению путем мошенничества имущества еще 16 коммерческих предприятий. Еще в 2013 году эти преступления инкриминировали матери скрывшегося в Канаде бывшего главы Военно-строительного управления Москвы Алексея Душутина Зое Душутиной и ее мужу Виктору Душутину. Потерпевшим же по данному делу был признан сам Реваз Шмерц. Теперь полицейские наделили этим статусом «похитительницу». По мнению защиты, поменяв стороны местами, следствие пытается «обернуть вспять» уже установленные в рамках другого уголовного дела обстоятельства.

Эксперт по инвестициям в стартапы в сфере блокчейн-технологий Реваз Шмерц был арестован 10 июня 2021 года Кузьминским судом Москвы. По версии ГУ МВД РФ по Москве, он входил в организованную группу, лидером которой, согласно материалам дела, был выдававший себя за юриста Кантемир Карамзин (в мае 2021 года осужден Сергиево-Посадским горсудом Подмосковья, его приговорили к восьми годам и четырем месяцам лишения свободы за воспрепятствование осуществлению правосудия и другие преступления). Следствие полагает, что около десятка соучастников под его руководством путем манипуляций с учредительными документам похитили имущество ООО «Ворсма», которому принадлежали три здания в столице по адресу улица Шкулева, дом 15/18, корпус 1 и корпус 2 и 7-я улица Текстильщиков, дом 18/15. Фактическим владельцем фирмы, указывает следствие, являлась Зоя Душутина.

Переоформление в целях безопасности

По версии следствия, соучастники убедили Душутину для «безопасности» переоформить активы «Ворсмы» на две офшорные компании, зарегистрированные на Сейшелах. Им за 16 млн рублей и продали доли в фирме. Через несколько месяцев фигуранты «без ведома фактического собственника» сменили гендиректора ООО, зарегистрировав в ИФНС № 46 изменения в ЕГРЮЛ, после чего переоформили «Ворсму» уже на другие подконтрольные им зарубежные компании и стали сдавать здания в аренду, гласят материалы дела. Действия фигурантов следствие квалифицировало как мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), оценив ущерб в 97 млн 871 тысячу рублей.

В рамках того же дела под домашним арестом находился бывший юрист Военно-строительного управления Москвы Валерий Кулиш, которому вменялось назначение подконтрольных директоров в ООО и ведение переговоров с потенциальными клиентами-съемщиками. 12 октября 2021 года Кулиш выпал из окна четвертого этажа здания МВД, куда его доставили на очную ставку с другим фигурантом. Перед смертью он дал показания о серии убийств номинальных директоров, якобы совершенных в интересах экс-президента концерна «Росэнергомаш» бизнесмена Владимира Палихаты. Однако двое из трех якобы погибших людей в октябре 2021 года заявили, что они живы.

Новое — хорошо забытое старое

Во втором эпизоде дела, обвинение по которому Шмерцу предъявили 25 января 2022 года (копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого есть у Business FM), говорится, что с сентября 2012-го по январь 2014 года участники организованной группы «аналогичным способом» похитили активы и доли еще 16 других ООО, которые владели зданиями как в центре столицы — на Красной Пресне, Арбате, Садово-Кудринской, Малой Пироговской улицах, в Ружейном переулке, так и в других городах — Люберцах, Балашихе, Сочи и Рязани. Эти компании также принадлежали Зое Душутиной. Ущерб по этому эпизоду следствие пока не подсчитало, указав, что он составил «более 1 млн рублей».

Вину по обоим пунктам обвинения (последний также трактовали ч. 4 ст. 159 УК РФ) Реваз Шмерц не признал. Его защита обращает внимание на парадоксальную ситуацию, которая сложилась в деле. Вот что говорит адвокат Реваза Шмерца Андрей Смецкой:

Андрей Смецкой адвокат Реваза Шмерца «Данное дело № 9625 было возбуждено еще 14 марта 2014 года. Семь лет по нему не было ни обвиняемых, ни подозреваемых, его приостанавливали. Вместе с тем годом ранее, 4 июня 2013 года, тем же самым следственным органом — ГСУ МВД РФ по Москве — по заявлению Реваза Шмерца (он представлял по доверенности иностранные компании, которые владели долями в «Ворсме») было возбуждено другое дело — № 689831 в отношении Душутиных. Оно не прекращено. В рамках него Зою и Виктора Душутиных в 2018 году объявили в розыск».

Адвокат отмечает, что в обоих делах перечислены одни и те же объекты хищения — ООО Ворсма» и еще 16 других ООО, при этом находящуюся в розыске и скрывающуюся в Канаде Зою Душутину следователь по второму делу признала представителем потерпевшего (иностранной компании «Деласо Венчурс Лтд.», которая стала владеть «Ворсмой». — BFM).

Подпись потерпевшей

«Непонятно, как следователь по настоящему уголовному делу смогла лично встретиться со скрывающейся в Канаде и находящейся в розыске Душутиной (по данным СМИ, ее сын, будучи под следствием по делу о хищении у Минобороны имущества на 140 млн, уехал с родителями в эту страну, позже его сняли с розыска Интерпола, но оставили в федеральном розыске. — BFM), уведомить ее о признании потерпевшей, разъяснить процессуальные права и обязанности, о чем получила собственноручную подпись потерпевшей, а затем получить от нее ходатайство о допуске к участию в деле в качестве представителя ее дочери Каляпиной, привезти эти документы обратно в Россию и сдать в канцелярию», — недоумевает Смецкой.

По его мнению, подпись Душутиной, которая три года к этому моменту находилась в розыске, была подделана. При этом адвокат подчеркивает, что российское право не признает никаких «фактических/бенефициарных» владельцев, а, следовательно, Душутина была признана потерпевшей незаконно.

По словам защитников Шмерца, инкриминируемая их подзащитному деятельность состоит лишь в том, что он, будучи уполномоченным представителем и действуя по доверенности от пяти иностранных компаний, которые в свою очередь были учредителями 17 российских ООО, включая «Ворсму», назначил генеральных директоров подконтрольных ему российских обществ. «О недействительности выданной ему доверенности в ходе следствия никто не заявил», — сказал Смецкой. В дальнейших манипуляциях с долями фирм он не участвовал.

Сам Реваз Шмерц утверждает, что никакого хищения не было, а с помощью следствия супруги Душутины хотят вернуть ранее проданные ими фирмы, за которые они в свое время получили весьма крупные суммы. «В распоряжении следствия уже девять лет, начиная с 2013 года, имеются финансовые документы, согласно которым Душутиным заплатили за продажу долей в фирмах десятки миллионов долларов и сотни миллионов рублей», — заявил Business FM Андрей Смецкой.

Адвокат рассказал, что неоднократно жаловался на действия следствия в прокуратуру Москвы, но получал лишь формальные отписки. При этом следственные действия с его подзащитным по делу в течение восьми месяцев фактически не проводятся, а следователь игнорирует ходатайства обвиняемого об очных ставках.

В настоящее время из почти десятка фигурантов данного дела под стражей находятся пятеро: предполагаемый организатор преступной группы Кантемир Карамзин, Реваз Шмерц, а также Вячеслав Крючков, Денис Исаев и выходец с Камчатки Константин Мищенко, работавший завхозом на бывших военных объектах. Именно с последним и должна была проводиться очная ставка погибшего Кулиша. Последний заявил, что Мищенко якобы выполнял роль киллера номинальных директоров. Однако обвинение в убийствах Мищенко так и не предъявили, вменив мошенничество.

Жалобы защиты

Что же касается Реваза Шмерца, то он утверждает, что до ареста ни одного из других фигурантов не знал. В ближайшее время его адвокат намерен направить жалобу (имеется в распоряжении Business FM) на имя генпрокурора Игоря Краснова с просьбой проверить законность действий следствия. Андрей Смецкой просит Краснова лично рассмотреть доводы жалобы, отмечая, что «умышленное бездействие прокурора города Москвы может привести к очередным самоубийствам обвиняемых».

В беседе с Business FM защитник отметил, что за восемь месяцев с момента ареста у его подзащитного было только два свидания с женой, а пятерых детей он не видел ни разу. На днях СМИ сообщили, что к Шмерцу не допускают консула.

Также в ближайшее время Андрей Смецкой намерен направить заявление с требованием возбудить в отношении обвиняемого Вячеслава Крючкова дело по статье «заведомо ложный донос» (ст. 306 УК РФ). «Он, со слов Кулиша, дал показания о том, что мой подзащитный якобы причастен к серии убийств людей, которые потом чудесным образом воскресли», — сказал защитник.

Валерий Кулиш был фигурантом дел «Оборонсервиса». Как отмечали СМИ, он был дважды судим — в 2010 году и в 2012 году, — получив в общей сложности за хищения 12 лет лишения свободы. Позже, согласно кассацинному определению Мосгорсуда, срок ему сократили до четырех лет и десяти месяцев колонии.

Как стало известно Business FM, его супруга Дарья Куликова 17 января 2022 года подала на имя руководства ГСУ СК РФ по Москве заявление (есть в распоряжении радиостанции). В нем она сообщает, что после смерти в бумагах мужа нашла ходатайство, в котором тот сообщал об оказании на него давления сотрудниками правоохранительных органов. Женщина полагает, что ее мужа, которого вызвали на допрос в МВД 11 октября и который пропал на сутки, довели до самоубийства. Она отмечает, что ей до сих пор неизвестно, возбуждено ли дело по факту его смерти, и если да, кто его расследует. Она просит провести доследственную проверку и решить вопрос с возбуждением дела по статьям 110, 127 и 286 («доведение до самоубийства», «незаконное лишение свободы» и «превышение должностных полномочий»).

Дело с «интересом»?

По мнению опрошенных Business FM экспертов, когда в одном следственном органе ведутся два взаимоисключающих дела, это ненормально, но случается сплошь и рядом.

Бывший старший следователь по особо важным делам при генеральном прокуроре СССР, почетный адвокат Владимир Калиниченко убежден: параллельно два таких дела существовать не должны.

Владимир Калиниченко бывший старший следователь по особо важным делам при генеральном прокуроре СССР, почетный адвокат «Если, допустим, произошла ошибка и человека неверно признали потерпевшим, а других [людей] — обвиняемыми, следовало прекратить уголовное дело. И на основании вновь открывшихся фактов не новое уголовное дело возбуждать, а в рамках этого же [первого] уголовного дела пойти на переквалификацию и предъявление обвинения по фактически установленным обстоятельствам».

По мнению Калиниченко, то, что происходит сейчас в деле Реваза Шмерца, «не может и не должно быть» и «большего безобразия невозможно представить».

С ним согласен председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета по правам человека при президенте Кирилл Кабанов.

Кирилл Кабанов председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета по правам человека при президенте «Мы прекрасно понимаем, что в подобных ситуациях есть какие-то интересы. Эти дела должны изыматься для расследования в другие органы. Это может быть в том числе и Следственный комитет, так как речь идет о качестве расследования дела. Поскольку, даже не зная дела, любой человек понимает: что-то здесь не так. Я ни в коем случае не хочу обвинять наши следственные органы, но любой понимающий человек может задать вопрос: там что, либо договорились, либо не договорились?»

По мнению правозащитника, по факту существования двух параллельных дел должна быть проведена тщательная проверка, возможно, даже службой собственной безопасности МВД. Business FM направила запрос в МВД с вопросами относительно законности расследования двух уголовных дел (одно время их вел даже один и тот же следователь) по одним и тем же обстоятельствам. На момент публикации материала ответ не поступил.