Киев будет выпрашивать у России новые цены на газ
Новое украинское правительство намерено добиться от России скидок на газ, взамен предлагая Москве участие в газотранспортном консорциуме. Конкретные предложения должны прозвучать на этой неделе в Москве
Читать на полной версииНа этой неделе украинская делегация прибудет в Москву, чтобы обсудить возможные трансформации газовых соглашений. Очевидно, что новое правительство заинтересовано в более низках ценах, однако пока не совсем понятно, что Киев может предложить взамен.
В конце прошлой недели премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что украинская делегация отправится для газовых переговоров в Москву. В воскресенье вице-премьер-министр Андрей Клюев в эфире телеканала ICTV заявил, что украинское правительство будет добиваться снижения цены на российский газ и готово возобновить переговоры о доступе РФ к управлению газотранспортной системой Украины в рамках консорциума.
В настоящее время украинская сторона платит 305 долларов за тысячу кубометров российского газа, и такая цена является завышенной и неподъемной для его страны, сказал представитель украинского правительства. «Если мы в дальнейшем будем жить с такой ценой газа, то у многих наших предприятий будущего нет», — пояснил Андрей Клюев.
Таким образом, на Украине рассчитывают провести ревизию ныне действующих договоренностей с Россией, заключенных ушедшим правительством Юлии Тимошенко. Такой сценарий поведения нового кабинета был вполне предсказуем как в силу непростой экономической ситуации в соседней стране, так и потому, что украинский президент Виктор Янукович еще в ходе предвыборной компании критиковал газовые договоренности, имея в виду высокую цену газа, низкий тариф транзита и отсутствие обязательств российской стороны по минимальному объему транзита, тогда как у Украины обязательства по минимальному потреблению есть.
Как фактически дал понять украинский премьер, если цены останутся прежними, то Украина может просто перестать платить за газ. Он пояснил, что прежние платежи, гарантированные Юлией Тимошенко, «осуществлялись из бюджетных ресурсов», чего новые власти допускать не намерены.
Что Киев готов предложить Москве, чтобы она пошла на уступки? Самое существенное предложение — обещание допустить «Газпром» к участию в управлении и доходах газотранспортного консорциума, который будет управлять газотранспортной системой Украины.
В ближайшие дни «Нафтогаз Украины» должен перевести «Газпрому» 700 млн долларов в счет мартовских поставок. «То, что мы оплатим газ вовремя и в нужном объеме — это факт», — заявил Андрей Клюев. Правда, средств, как обычно, не хватает, поэтому вопрос об их выделении «Нафтогазу» решается на правительственном уровне.
Известно, что 90% суммы за импорт газа компания должна будет осуществить из собственных средств, 10% — выделит в марте правительство. Однако уже за апрель, как предупредил Николай Азаров, «Нафтогаз» должен будет расплатиться исключительно из собственных средств.
Известно, что для прежнего украинского президента Виктора Ющенко ГТС Украины была своего рода священной коровой и фактически одним из символов независимости украинского государства. Поэтому предложения России по созданию газотранспортного несколько лет игнорировались. Более того, в прошлом году Украина и ЕС на конференции в Брюсселе подписали «сепаратное» соглашения о модернизации украинской ГТС без участия Москвы.
Сейчас, согласно статье 7 закона Украины о газотранспортной системе, строго запрещается ее передача в собственность и управление иностранных государств. Однако новые украинские власти сочли возможным изменить режим управления ГТС, и подготовили закон о передаче ее в концессию после создания газотранспортного консорциума. Как пояснил на прошлой неделе Николай Азаров, газотранспортный консорциум должен объединить Россию, как страну, обладающую запасами газа, с транзитной Украиной, и с ЕС в качестве потребителя «голубого топлива».
Выгоды от реализации этой идеи описал в своей статье в еженедельнике «2000» глава «Нафтогаза Украины» Евгений Бакулин, по мнению которого создание газотранспортного консорциума — наиболее перспективный и реальный путь привлечения крупных европейских энергетических компаний к участию в инвестиционных проектах по модернизации и развитию украинской ГТС. «Консорциум будет способствовать интеграции ГТС Украины с европейским энергетическим рынком и исключению энергетических кризисов в будущем», — пишет глава компании.
Евгений Бакулин также указывает, что Украина не имеет необходимых финансовых ресурсов для самостоятельного развития ГТС, тогда как реализация проектов по строительству новых магистральных газопроводов и терминалов по перевалке сжиженного природного газа приведет к избытку газа на европейском рынке после 2015 года. Поэтому промедление с созданием газотранспортного консорциума может стоить Украине статуса транзитного государства, и по ее ГТС будет транспортироваться только газ для собственных нужд.
Правда, если даже украинские предложения и найдут понимание в Москве, то, как указал гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, в связи с необходимостью внесения изменений в законодательство создание газотранспортного консорциума займет немало времени.
Как ранее пояснял BFM.ru ведущий эксперт Украинского центра экономических и политических исследований (Центр Разумкова) Владимир Омельченко, изменить законодательство будет «не так просто», так как этому наверняка воспротивиться украинская оппозиция, «которая сильна». При этом он считает, что у российской стороны остался определенный интерес к украинской ГТС, хотя он сейчас и на порядок меньше, чем тогда, когда этот вопрос впервые был поднят, то есть в 2003 году.
Поэтому единственный вариант, который, учитывая нынешние обстоятельства, мог бы сейчас заинтересовать «Газпром», по мнению эксперта, заключается в том, что российский концерн мог бы получить большую долю в продажах газа на Украине, что одновременно способствовало бы снижению цен на «голубое топливо», которое сейчас монопольно предоставляется украинским потребителям «Нафтогазом».
Аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров, отказался прогнозировать возможные результаты переговоров, отметив лишь, что они «будут сложными». По его мнению, хотя украинская система не такая уж и старая, она местами нуждается в ремонте. Однако выгоды участия российской стороны в газотранспортном консорциуме пока неочевидны, и многое зависит от конкретных деталей тех предложений, которые сделает украинская сторона. Речь, прежде всего, идет о таких моментах, как доля в консорциуме «Газпрома» и сопряженные гарантии по неизменности транзитных ставок, будет ли передаваться ГТС в собственность или российская сторона только получит возможность управления объектами и т. д.
При этом он напомнил, что Юлия Тимошенко оценивала стоимость украинской ГТС в 150 млрд долларов; даже если за треть системы Киев запросит около 20 млрд долларов, это «нереально». Кроме того, хотя вхождение в газотранспортный консорциум и повышает надежность транзита газа для России, но не исключает полностью риски.
«Украина — это молодое государство и его политика может опять измениться. Поэтому риски при вхождении в ГТС сохранятся. К тому же тогда встает вопрос о судьбе «Южного потока», а пока от его строительства отказываться преждевременно», — заключил Валерий Нестеров.