Из-за пандемии у россиян реже выявляют онкологию
Эксперты предполагают, что в 2022–2023 годах в России будут диагностировать все те случаи онкологии, которые не были диагностированы ранее, а максимальный рост смертности придется на 2023–2025 годы
Читать на полной версииСитуация с ковидом серьезно отразилась на выявлении онкологических заболеваний. Когда пандемия только началась, в России снизилась выявляемость рака; затем онкологию стали чаще находить на поздних стадиях, пишет «Коммерсантъ».
Так, в 2020-м у жителей России зарегистрировали 556 тысяч злокачественных новообразований, при этом годом ранее обнаружили 640 тысяч таких новых пациентов. Зато только за девять месяцев 2021-го, согласно данным Счетной палаты, злокачественные новообразования выявили у 791 тысячи россиян. В некоторых регионах доля пациентов, у которых заболевание обнаружили на поздней стадии, примерно вдвое превысила общероссийский показатель.
Звучит вполне правдоподобно и ожидаемо, комментирует руководитель отдела междисциплинарной онкологии «Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии, иммунологии имени Рогачева» Николай Жуков:
— Это действительно так. Анализ показывает, что количество вновь выявленных случаев за 2020-й «провалилось». Есть четкая тенденция к снижению количества новых случаев, и это, очевидно, не связано с тем, что люди стали меньше болеть, это связано с тем, что люди стали меньше доходить до врача-онколога. Расплатой за это будет то, что у части из них опухоль будет, скорее всего, выявлена на более поздних этапах, чем это было в допандемийные времена.
— Врачи не исключают, что онкопроцесс у молодых людей в том числе провоцирует и тяжело перенесенный ковид. Эта версия вам кажется правдоподобной, есть ли здесь какая-то взаимосвязь?
— Честно говоря, здесь слишком гипотетическая связь, потому что другие воспалительные процессы, пневмонии существовали и до ковида, и, если здесь подразумевать, что злокачественные новообразования легких по какой-то причине должны увеличиваться при заболевании ковидом, честно говоря, я не вижу пока достаточных оснований для того, чтобы предположить наличие взаимосвязи.
4 февраля, во Всемирный день борьбы против рака, глава Минздрава Михаил Мурашко сообщил, что смертность от злокачественных новообразований в России за период пандемии снизилась на 6%, а число пациентов с выявленным раком на первой и второй стадиях за это же время возросло более чем на 2%.
В период пандемии ни один онкологический центр в России не прекращал работу, однако в госпрограммах диспансерного осмотра, которые были широко распространены до ковида, «просто нет специалистов»: они перенаправлены в коронавирусные «красные зоны», отмечают эксперты, опрошенные газетой «Коммерсантъ». О проблемах скрининга онкологии рассуждает основатель и гендиректор компании Unim Алексей Ремез:
Алексей Ремез основатель и гендиректор компании Unim «Система здравоохранения — это так или иначе сообщающийся сосуд. Даже несмотря на то, что онкология, как правило, выведена в отдельное звено, и это федеральная сеть учреждений с региональной централизацией, но один регион, как правило, — это одно учреждение плюс несколько федеральных онкологических центров, и их действительно не закрывали и не перепрофилировали. Но в каждой районной поликлинике или почти в каждой районной поликлинике, и даже в общепрофильном стационаре, как правило ведет прием онколог. Этот онколог отвечает за дифференциальную диагностику, когда кто-то из смежных специалистов подозревает онкологию и собственно направляет пациента. Вот в рамках общепрофильных учреждений, как поликлинического, так и госпитального звена, возможно, была повышенная нагрузка, возможно, было какое-то перепрофилирование, возможно, уменьшался объем приема, объем часов, которые работал онколог. Но говорить о том, что массово онкологов отправляли в «красную зону», нет, на мой взгляд такого не было».
Эксперты предполагают, что в 2022–2023 годах в России будет наблюдаться «избыток случаев онкологии, которые не были диагностированы ранее», а «максимальный рост смертности, скорее всего, придется на 2023–2025 годы».