Генерал Оглоблин попросил суд понять его и простить
В военном суде состоялись прения сторон по делу генерал-майора Александра Оглоблина, обвиняемого в хищениях на 1,6 млрд рублей. Признавший вину подсудимый произнес эмоциональную речь, попросив суд не назначать ему реальное наказание
Читать на полной версииМосковский гарнизонный военный суд назначил на 14 февраля оглашение приговора бывшему начальнику 1-го управления Главного управления связи (ГУС) Минобороны РФ, генерал-майору Александру Оглоблину. Об этом объявил судья Вадим Корчагин. «Приговор будет оглашен 14 февраля не ранее 12:00», — сказал он. На заседании 8 февраля подсудимый выступил с последним словом, в ходе которого произнес речь.
«Я искренне раскаиваюсь в своих противоправных деяниях. Мне горько и стыдно за то, что я бросил тень на офицеров связи Минобороны и своими действиями, по сути, перечеркнул все, что делал в течение 32 лет службы в Вооруженных силах», — начал он.
Подсудимый отметил, что в 2014-2018 годах дважды подавал рапорт на увольнение, но его начальник — заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил РФ, бывший начальник Главного управления связи Минобороны, генерал-полковник Халил Арсланов — ему отказывал. Против него Оглоблин ранее дал показания о совершаемых хищениях в рамках заключенного со следствием досудебного соглашения о сотрудничестве.
Подсудимый заметил, что именно благодаря его показаниям в отношении Халила Арсланова и Павла Кутахова (экс-начальник управления заказов по совершенствованию технической основы системы управления) было возбуждено уголовное дело.
«Сожалею о том, что не хватило смелости отказать в совершении противоправных действий моему непосредственному командиру», — сказал подсудимый.
Оглоблин рассказал, что отсидел год в СИЗО, а выйдя на волю, в возрасте 55 лет устроился на новую работу. «Я почти год тружусь [в месте], где меня ценят и отмечают в лучшую сторону», — сказал он, пообещав переводить часть средств из зарплаты на погашение ущерба. Ранее офицер уже перечислил добровольно военному ведомству 2 млн рублей.
Подсудимый напомнил, что за время военной службы получил множество государственных и ведомственных наград, в том числе орден «За военные заслуги», орден Почета, медаль имени Жукова.
«Причем работы, за которые я получил два ордена, являются секретными, не подлежащими оглашению. Могу только сказать, что благодаря работам, которые мне поручили, государство и Минобороны получили значительный экономический эффект», — сказал Оглоблин.
Он отметил, что является ветераном военной службы и участником боевых действий, служил в Косове и Сирии, на Земле Франца Иосифа, участвовал в возвращении Крыма.
Генерал сокрушался, что своими действиями он нанес своим близким непоправимый ущерб, из-за чего в декабре 2020 года с ним развелась жена. Он причинил страдания матери, которой 83 года и которая одна проживает в Смоленской области. «Она пережила мое отсутствие в течение года [в ходе ареста], но не знаю, сможет ли пережить мое заключение», — сказал офицер.
Обращаясь к суду, Оглоблин сказал, что приговор суда станет ему «уроком на всю оставшуюся жизнь». По его мнению, после освобождения из СИЗО он своими делами и поступками доказал, что не представляет опасности для общества и уже встал на путь исправления.
В завершение подсудимый просил суд не назначать ему наказание, связанное с лишением свободы, без назначения дополнительных наказаний. Ранее в прениях сторон прокурор просил назначить Оглоблину реальный срок в четыре года и 11 месяцев лишения свободы со штрафом и лишить его звания и госнаград.
Оглоблин обвиняется в хищении средств путем мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Речь идет о махинациях при реализации госпрограммы по модернизации военной связи. Подрядчиком и исполнителем этих работ являлась компания «Воентелеком». По версии следствия, Оглоблин через структуры этой компании организовал поставку маршрутизаторов для наземных станций спутниковой связи и центров мониторинга управления сетью по завышенным ценам. Ущерб Минобороны оценило в 1,618 млрд рублей. Генерал признал вину, с конца декабря 2021 года военный суд рассматривает его дело в особом порядке, без исследования доказательств. Это дает подсудимому право рассчитывать на более мягкое наказание, не превышающее двух третей от максимально возможного.
В ходе следствия у Оглоблина нашли имущество, акции и большое количество денег. Все это было записано на его родных, друзей и знакомых. Так, генерал оказался фактическим собственником двух апартаментов в Сочи общей стоимостью 22 млн рублей, которые Оглоблин записал на доверенных лиц. На отделку апартаментов, по словам самого генерала, он потратил почти 70 млн рублей, полученных от участия в махинациях.
В рамках дела арестовали свыше 450 тысяч долларов и более 80 тысяч евро, найденные на счетах в коммерческих банках. Сам Оглоблин заявил в суде, что впервые узнал про эти денежные средства и счета спустя полгода после ареста. «Я к этим деньгам и счетам не имею никакого отношения», — заверил он.
По делу были арестованы акции АО ГК «Информтехника» стоимостью 41 млн рублей. Они признаны вещдоками. На сайте этой организации говорится, что группа компаний «Информтехника» — ведущий российский разработчик и производитель современных средств связи. Оглоблин отрицал причастность к владению этими ценными бумагами, которые были оформлены на посторонних лиц.