В Госдуме предложили разрешить любую самооборону при незаконном проникновении в дом. Законопроект отправлен на получение отзыва в правительство и Верховный суд, сообщили «Известия».

В пояснительной записке указано, что граждане могут применять любые способы защиты своей жизни, а также родственников и близких в случае нападения лиц, незаконно проникающих в их жилище, потому что часто это заканчивается не только кражей, но и убийством или похищением человека.

Продолжает автор законопроекта, глава комитета Госдумы по труду и соцполитике, зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

Ярослав Нилов глава комитета Госдумы по труду и соцполитике, зампред фракции ЛДПР «Мы и ранее предлагали поправки в уголовное законодательство, тогда нас не поддержали. Мы переработали текст, направили его на отзыв. Ведь часто обороняющиеся, которые ликвидировали злоумышленника или нанесли ему тяжкие телесные повреждения, сами оказываются на скамье подсудимых, что, на наш взгляд, недопустимо. Поэтому мы предложили возможность любыми способами без опаски защищаться вплоть до физического устранения злоумышленника и за это не понести потом никаких уголовных последствий. Вспомните громкую историю с фермером в Тульской области, когда несколько злоумышленников пытались ворваться в дом, и он их ножом порезал, и закончилось летальным исходом. Если бы тогда не общественное мнение, не резонанс, который возник в СМИ, неизвестно, чем бы закончилась для фермера вся эта история. Эта формула — «Мой дом — моя крепость» — должна действовать везде, тем более сейчас, посмотрите, какое количество бытовых преступлений».

Одно из подобных дел прогремело в 2020 году, когда домой к жителю Тверской области Александру Зобенкову из-за конфликта с соседкой приехали четверо мужчин, вооруженные, по словам очевидцев, палками и битами. Они начали избивать хозяев, в драке Зобенков зарезал троих человек. Прокурор просил приговорить его к 18 годам тюрьмы, но суд вынес оправдательный приговор.

О целесообразности нового законопроекта рассуждает доктор юридических наук, заслуженный юрист России Иван Соловьев.

Иван Соловьев доктор юридических наук, заслуженный юрист России «Меня удивляет, почему он появился именно сейчас. Обычно тема необходимой обороны на свет вынимается, когда кому-то надо немножко попиариться и напомнить о себе. Это первый момент. Второй момент — а почему только жилище? Ведь необходимая оборона — это защита личности и общественных интересов от преступных посягательств. Ведь не только мы защищаем себя, близких, но мы можем защитить и абсолютно чужого человека, на которого нападают, это тоже будет необходимая оборона. Мы можем защитить государственное учреждение или частное, банк, например, от противоправного посягательства, когда его грабят, и это тоже будет необходимая оборона. Да, есть прекрасный английский принцип — «Мой дом — моя крепость», — но он здесь при чем сейчас? Представим себе садовый участок, ветеран какой-нибудь, у которого пять стволов оружия, вот он сидит и ждет, когда к нему кто-нибудь полезет теперь, а там сосед подвыпивший или еще кто-то по ошибке. Ну и все, закон есть, давай ему промеж глаз стрельнем из дробовика, и все, и никаких проблем. Или какой-то конфликт на лестничной площадке, люди толкаются, об дверь ударились, ручку дверную дернули: ну все, посягательство на мой дом, топором по голове. Конечно, мы можем такой ящик Пандоры открыть. Уважаемые друзья, обратитесь, пожалуйста, в Верховный суд, чтобы они при обобщении практики учли вопросы незаконного проникновения в жилище, и в рамках действующих процессов управленческих и политических этот вопрос можно решить. Если вы так хотите защитить жилище, в таком случае вносите поправки, которые увеличивают, усиливают уголовную ответственность за незаконное проникновение в жилище, в чем проблема? И охраняйте жилище, зачем для этого обязательно лезть в необходимую оборону, зачем давать людям возможность проявлять агрессию?»

По данным судебного департамента при Верховном суде России, которые приводит газета, за шесть месяцев 2021 года за убийство и причинение тяжкого или среднего вреда здоровью во время самообороны осудили больше 300 человек. Оправдательных приговоров при этом было только два.

Продолжает председатель коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.

— По моему мнению, менять ситуацию саму по себе нужно. Другой вопрос, нужно ли ее менять путем изменения законодательства. У нас уже сейчас в законодательстве достаточно механизмов и рычагов, чтобы этого не происходило. Однако судебная практика продолжает идти по пути того, что защищавшийся оказывается виновным. Не закон надо менять, а заставить судей работать по тому закону, который уже сейчас нормально существует.

— В США, где допускается намного больше самообороны...

— Тоже все не так однозначно. Недавняя ситуация, когда двое супругов вышли с оружием защищать свой дом на границу участка от нападавших товарищей афроамериканцев, когда были массовые восстания. Их хотели посадить на очень длительный срок, потому что в дело вмешалась политика. И вот эти известные гарантии, что американец в своем доме имеет право убить любого, не сработали. Учитывая, что инициатором является все-таки не правящая партия, шанс принять этот законопроект имеется только в том случае, если будет коллаборация между ЛДПР и «Единой Россией», возможно «Справедливой Россией», а это подразумевает серьезный переговорный процесс. Если вдруг эта коллаборация состоится, то у законопроекта будут шансы. В противном случае я думаю, что шансов очень мало.

«Известия» уточнили, что законопроект готовы поддержать некоторые члены «Справедливой России». В КПРФ заявили, что рамки при самообороне необходимы, а в партиях «Новые люди» и «Единая Россия» пообещали подробно изучить законопроект, когда его внесут в Госдуму.