Цена билета в кино в России установила исторический рекорд
Она превысила 300 рублей. Рост составил 13%. В чем причины, помимо антиковидных ограничений, и не отпугнет ли это зрителей?
Читать на полной версииВ январе средняя стоимость билета в кино составила почти 324 рубля. Она выросла более чем на 13% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на «Бюллетень кинопрокатчика».
Главным триггером подорожания киносеансов для зрителей прокатчики называют антиковидные меры. В большинстве российских регионов действуют система QR-кодов и ограничения по заполняемости кинозалов, а финансовую помощь киносетям власти так и не оказали. Хотя киносети неоднократно просили субсидирования отрасли.
Причем рост цен на билеты существенно ускорился в последнее время. Для сравнения, за три года — с начала 2017-го по январь 2020 года — средняя по стране стоимость билета в кино выросла всего на четыре рубля (с 260 рублей), а всего лишь за один последний год — на целых 45 рублей.
На антиковидные ограничения наслоились и проблемы с кадрами — за них сейчас настоящая битва, людей не хватает. Как следствие — зарплаты сотрудников кинотеатров растут быстрее, чем инфляция.
И это только часть причин, повлиявших на цену билета, говорит генеральный директор Объединенной сети кинотеатров, куда входят «Кино Окко», «Синема парк» и «Формула кино», Алексей Васясин:
— К сожалению, все дорожает: клининг, расходные материалы. Связано это со многими факторами, например, валютная составляющая, значительные ограничения, которые сужают возможность кинотеатров заполнять на 100%. Соответственно, для того, чтобы кинотеатр выживал, он вынужден повышать стоимость билетов.
— Не отпугивает ли зрителей повышение цены билета?
— Возможно, что кого-то отпугивает, но у кинотеатров других вариантов нет. Если власть вводит ограничения, не помогая бизнесу, то у кинотеатра ничего иного не остается, как в русской поговорке: спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
При этом в январе, как водится, кинотеатры за счет новогодних каникул и выхода кинохитов смогли повысить посещаемость.
По словам Алексея Васясина, можно было говорить о положительном тренде. Но уровня доковидного 2019 года посещаемость еще не достигла, соответственно, и нет былого уровня доходов.
Прошлый 2021-й бизнес называет самым тяжелым для киносетей. Сейчас уже полегче, но ограничения посещаемости не дает расслабляться.
По сути зритель платит за себя и за свободное кресло рядом, но киносети стали значительно гибче в ценовой политике, выкручиваются как могут, говорит член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин:
Олег Березин член совета Ассоциации владельцев кинотеатров «Во-первых, это подорожание не намного больше инфляции, которая за последний год случилась в стране. Это всегда тонкий момент какого-то баланса между готовностью зрителя заплатить за билет и, соответственно, неготовностью. Поэтому везде идут эксперименты, где-то, видя реакцию зрителей, цену приходится снижать. Где-то видно, что ее можно повышать — зритель адекватно воспринимает повышение цены. Особенно, если это ведет за собой повышение качества услуг кинотеатра, услуг кинопоказа и так далее. Это живой процесс поиска баланса. Тем более мы же говорим о средней цене: у нас есть цены на вечерние сеансы, на аншлаговые сеансы, цены премиальных форматов кинотеатров, а есть цены утренние в более скромных кинотеатрах, различные скидки. Поэтому здесь нет такого однородного ландшафта, цены очень разные, и каждый зритель просто находит свою цену».
По словам Олега Березина, кинотеатры все еще чувствуют себя как на пороховой бочке. В нескольких регионах сети закрыли вообще для посещения. Такие эпидмеры приняли, например, в Республике Коми, Воронежской области и других. Есть меры по ограничению посещения кинотеатров для несовершеннолетних. Учитывая, что действует система QR-кодов, эти меры избыточны, считает бизнес. Последствия всего этого киносети будут отбивать в том числе и за счет зрителя.