Как развивается экономическое сотрудничество России и Китая и могут ли ему помешать возможные санкции США?
Москва и Пекин договорились об увеличении поставок в КНР российского газа на 10 млрд кубометров в год на 25 лет. Также «Роснефть» и китайская CNPC подписали соглашение о поставках 100 млн тонн нефти в течение десяти лет
Читать на полной версииОбновлено в 23:19
В день открытия Олимпиады Владимир Путин встретился в Пекине с Си Цзиньпином. Совместной пресс-конференции по итогам проводить не стали. Зато Кремль опубликовал совместный объемистый документ. Он, конечно, готовился заранее. Но так совпало, что незадолго до публикации пресс-секретарь Белого Дома Джен Псаки заявила о возможных превентивных санкциях против России. На что в Кремле, впрочем, заметили, что у США регулярно меняется позиция. После переговоров Псаки снова высказалась, заявив, что потенциальный конфликт в Европе из-за ситуации вокруг Украины отразился бы на интересах Пекина во всех точках земного шара.
В заявлении России и Китая очень много тезисов, они касаются не только взаимоотношений стран, но и многих ключевых мировых проблем. Стороны выступили против дальнейшего расширения НАТО и призвали альянс уважать суверенитет, безопасность и интересы других стран. Москва и Пекин обеспокоены созданием партнерства AUKUS между США, Великобританией и Австралией, озабочены возможным запуском гонки вооружений. Есть слова о Договоре РСМД.
Что касается отношений Китая и России, то один из главных тезисов в том, что Москва считает Тайвань частью Китая и выступает против его независимости. О значении документа рассуждает политолог Георгий Бовт:
Если вспомнить досанкционные времена, то товарооборот России и Китая был меньше 100 млрд долларов. Но за последние семь лет он вырос в полтора раза и в прошлом году составил почти 150 млрд. А в Кремле заявили, что у Пекина есть цель довести его до четверти триллиона долларов.
Мы в основном поставляем в КНР сырье — нефть, газ, уголь. Для Китая Россия один из главных поставщиков нефти, уступающий по объемам только Саудовской Аравии. У китайского экспорта в Россию одна из главных статей — аппаратура, в том числе телефоны и вычислительная техника.
Но Россия не самый главный торговый партнер азиатского государства. Товарооборот Китая и США, несмотря на все трения, в прошлом году вырос больше чем на четверть и составил 755 млрд долларов. А общий товарооборот КНР со всеми ее партнерами достиг 6 трлн. То есть на Россию приходится всего около 2,5% от внешней торговли Китая, и в свете возможных американских санкций против России встает острый вопрос — будет ли им следовать Пекин. Впрочем, после того, как Китай на себе почувствовал последствия американских ограничений, он, возможно, отнесется к этому вопросу проще, предполагает заведующий сектором экономики и политики Китая Института мировой экономики и международных отношений имени Примакова РАН Сергей Луконин.
Сергей Луконин заведующий сектором экономики и политики Китая Института мировой экономики и международных отношений имени Примакова РАН «После того как против самого Китая были введены санкции со стороны США, китайские компании стали проще относиться к соблюдению санкций в отношении РФ. Потому что, например, в 2014, 2015 и 2016 годах наблюдались такие примеры: китайские компании, банки иногда задерживали платежи, не шли на сотрудничество. Сейчас ситуация меняется, Китай и сам находится в условиях российских, поэтому соблюдать санкционный режим китайские компании будут менее активно».
Вероятно, об этом же свидетельствуют и заключенные в ходе переговоров Путина и Си Цзиньпина сделки. Китай в течение 25 лет будет дополнительно закупать у нас 10 млрд кубометров газа, и, таким образом, общий объем поставок этого российского топлива в КНР вырастет до 48 млрд кубометров в год. И это уже сопоставимо с теми объемами, которые мы поставляем в Германию, но в несколько раз меньше, чем в целом в Европу. И, к слову, Евросоюз наверняка мог бы и сам выкупить дополнительные объемы газа, но мы отдали предпочтение КНР.
Вторая сделка — поставки 100 млн нефти в течение десяти лет. В «Роснефти», которая и заключила контракт с китайской CNPC, сообщили, что его общая сумма составит 80 млрд долларов.
Главное, чтобы из-за санкций не возникло проблем с расчетами. После первых американских ограничений были случаи, что китайские банки отказывались сотрудничать с российскими партнерами. И несмотря на все разговоры, что в расчетах нужно больше использовать рубли и юани, они в основном идут в долларах, замечает руководитель пекинского офиса China Window Consulting Group Александр Зайнигабдинов.
Александр Зайнигабдинов руководитель пекинского офиса China Window Consulting Group «Больше доллары, иногда юани, а рубли скорее как исключение, и это не всегда выгодно для участников внешнеэкономической деятельности, потому что некоторым из них приходится делать дополнительную валютную операцию при обмене. Руководитель одного из банков несколько лет назад на встрече сказал: «У нас есть очень большой объем комплаенса при обработке платежей и любых операций с российским контрагентами, и мы иногда выбираем посвятить это время другим контрагентам».
К слову, ежедневный объем торгов на Мосбирже парой юань — рубль в среднем в десять раз меньше, чем парой доллар — рубль.
После первых американских санкций Россия создала собственную систему передачи финансовой информации — наш аналог SWIFT, от которой нас в теории могут отключить. Это позволит нам независимо проводить расчеты в том числе с иностранными партнерами.
По последним данным, к системе подключились 38 иностранных банков. Но судя по списку участников на сайте российского ЦБ, из банков, имеющих отношение к Китаю, к системе подключилась только российская «дочка» Bank of China.
И конечно, остается один из главных вопросов — как мы в случае возможных санкций будем закупать китайские чипы и сможем ли мы это делать в принципе, потому что микроэлектроника производится на американском оборудовании. А в Вашингтоне уже предупредили, что могут наказать тех, кто попытается смягчить последствия антироссийских санкций, и это в том числе касается китайских компаний. Но и Владимир Путин с Си Цзиньпином в ходе трехчасовых закрытых переговоров в Пекине явно уделили этим темам внимание.