Йенс Столтенберг покинет Североатлантический альянс в последних числах сентября и станет главой норвежского финансового регулятора 1 декабря 2022 года.

Как писало в июле прошлого года американское издание Politico, следующим генсеком организации может стать экс-президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович, бывшая глава Литвы Даля Грибаускайте и экс-лидер Эстонии Керсти Кальюлайд.

Является ли должность главы Североатлантического альянса номинальной? Комментирует гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:

— НАТО — это огромная бюрократическая машина, и здесь есть сложившиеся традиции, процедуры, и есть уже достаточно устоявшийся расклад сил внутри блока. И генеральный секретарь НАТО выступает не только в роли лидера, но и в роли некоего брокера, посредника и медиатора между различными интересами, различными точками зрения и различными приоритетами, которые существуют внутри Североатлантического альянса.

— Каких сейчас слов и действий ждать от Столтенберга до конца его срока в декабре и вообще стоит ли чего-то ждать?

— Конечно, любая такая процедура транзита имеет свои правила и свои алгоритмы. Конечно, Столтенберг не хромая утка, он имеет возможность оказывать воздействие на решения: в частности, подготовка очередной встречи на высшем уровне саммита НАТО в Мадриде, который состоится буквально через несколько месяцев, во многом это его зона ответственности. А это очень важный саммит, поскольку на нем должна приниматься новая стратегия развития блока.

Йенс Столтенберг окончил экономический факультет Университета Осло. После этого он возглавлял Норвежскую рабочую партию, с 2000-го по 2001-й и с 2005-го по 2013 год был премьер-министром страны, а также министром финансов. На посту генсека НАТО Столтенберг находится с 2014 года.