Инфляция в Турции поставила очередной рекорд. В январе она подскочила почти до 50%. Это максимум с 2002 года, сообщает Статистический институт Турции. Рост по сравнению с декабрем составил 12,5%.

В прошлом декабре турецкий ЦБ снизил ключевую ставку до 14% в попытке обуздать инфляцию. Не получилось. С 21% всего за полтора месяца она выросла более чем вдвое, до 48%. Это максимум за 20 лет.

Вкупе с инфляцией девальвировалась лира — в начале прошлого года за 1 доллар давали 7,5 лиры, в конце — уже 18. Сейчас курс равен 13,5 лиры за доллар. Индекс потребительских цен в Турции растет каждый месяц — в декабре на 13%, в январе — еще на 11%. Цены выросли на все, в том числе на самые базовые вещи, говорит гид в Анталье Нариман Осаолу:

Нариман Осаолу гид в Анталье «Все подорожало: дома подорожали, питание подорожало — есть такое. Бытовой газ и бензин подорожали. В процентном соотношении не смогу сказать, но люди почувствовали. У нас же доллар подорожал, помните, одно время даже на 18 лир подорожал. Сейчас доллар упал на 13, но цены не спустили. И вот сейчас сильный контроль идет, чтобы цены спустили. Штрафуют, насколько я знаю. Большие очереди — такого нет. Ждем, что все-таки цены упадут».

Эрдоган, по словам аналитиков, считает, что с высокой инфляцией надо бороться резким снижением ключевой ставки. Он призывал граждан не бегать за долларом, доверять национальной валюте и хранить сбережение в лирах. Ситуация под контролем, проблема разрешится в скорейшем времени, заверял президент. При этом турецкий лидер прибегает к нетривиальным методам борьбы с высокими ценами и инфляцией: менял трех глав ЦБ, пока регулятор не стал поддерживать позицию Эрдогана по снижению ставки, уволил главу агентства статистики как раз после публикации цифр по инфляции.

Валютный кризис начинает давить на Эрдогана политически. Оппозиция в ноябре и декабре провела многотысячные митинги с требованием отставки президента. Тот ответил привычными обещаниями.

Интересно, что сам Эрдоган и его Партия справедливости и развития пришли к власти 20 лет назад как раз на фоне высокой инфляции в стране. Тогда она достигала 33%.

Турция сейчас — пример того, что будет, если играться с понижением ставок, но все это — следствие целого комплекса причин, говорит доктор политических наук, профессор РАН Александр Гусев:

Александр Гусев доктор политических наук, профессор РАН «Политика и экономика идут нога в ногу, что называется. Связано это, конечно, с падением торгового баланса прежде всего в отношении европейских стран. Опять же, беженцы. Турция тратит на содержание беженцев порядка 4,5 млрд евро. Конечно, это сказывается в целом на бюджете: доходной и расходной части. Упал, конечно, из-за пандемии объем туристического сервиса. Ну и отношения с Россией и целым рядом европейских стран [тоже влияют]. Турецкая Республика снижает сейчас цены на определенные бюджетные товары. Как правило, на инфляционный процесс это имеет очень небольшое влияние. Держать инфляцию будет достаточно сложно».

Минфин Турции прогнозирует пик инфляции в апреле — обещают, что будет меньше 50%. Правда, еще неделю назад министр финансов говорил о пике на уровне 40%. Возможно, прогноз снова придется пересмотреть.