Суд отменил запрет определенных действий шести фигурантам дела Baring Vostok
Ранее Второй кассационный суд принял аналогичное решение в отношении главного фигуранта дела — инвестора из США Майкла Калви
Читать на полной версииОбновлено в 17:01
Мещанский суд Москвы отменил запрет определенных действий (ЗОД) шестерым фигурантам дела Baring Vostok. Как сообщили Business FM в суде, таким образом, суд удовлетворил ходатайство осужденных. Его рассматривала судья Анна Сокова, которая 6 августа 2021 года приговорила семерых подсудимых к условным срокам от 3,5 до 5,5 года заключения, признав их виновными в растрате 2,5 млрд рублей банка «Восточный». При этом судья тогда сохранила всем фигурантам ранее избранную меру пресечения до вступления приговора в силу.
Первым это решение обжаловала в кассационном суде защита главного фигуранта — основателя инвестфонда Baring Vostok, гражданина США Майкла Калви, указав, что назначенное наказание оказалось мягче запретов, установленных запретом определенных действий. Так, в соответствии с мерой пресечения фигурантам было запрещено покидать пределы жилища с 20:00 до 6:00, общаться с другими обвиняемыми по их делу и свидетелями, использовать средства связи и интернет, за исключением телефонной связи с контролирующими органами и судом.
Второй кассационный суд 11 января удовлетворил жалобу Калви. Он разъяснил, что «по смыслу статьи 311 Уголовно-процессуального кодекса, исходя из правовой позиции Конституционного суда России, изложенной в ряде его постановлений, при вынесении обвинительного приговора, не связанного с назначением условного наказания в виде реального лишения свободы, отпадает необходимость в применении меры пресечения, ограничивающей конституционное право на свободу и личную неприкосновенность».
Примеру Калви последовали остальные фигуранты. Как заявил Business FM адвокат Антон Любимов, защищающий одного из фигурантов Ивана Зюзина, не отменив меру пресечения, суд нарушил принцип презумпции невиновности. «Назначив подсудимым условный срок, суд оставил всем более тяжкие ограничения, чем это установлено приговором суда», — сказал защитник.
При этом представитель прокуратуры на заседании Мещанского суда возражал против отмены ЗОД фигурантам. По мнению гособвинителя, основания для отмены ранее избранной им меры пресечения не отпали, а решение кассационного суда не имеет преюдициальной силы.
Однако судья с данным мнением не согласилась и удовлетворила ходатайство защиты. В решении суда говорится, что в соответствии с частью 1 статьи 110 Уголовно-процессуального кодекса РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, изменяется на более строгую или более мягкую, изменяются основания для избрания меры пресечения. «Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что ранее избранная мера пресечения в виде запрета определенных действий в отношении каждого осужденного подлежит отмене», — сказала Анна Сокова.
Принимая его, судья учла данные о личности фигурантов, состоянии здоровья каждого из них, семейное положение и наличие иждивенцев, а также то, что ранее избранную меру пресечения они не нарушали. «Суд считает, что обстоятельства, послужившие основанием для избрания им данной меры пресечения, в настоящее время отпали, в связи с чем мера пресечения в виде запрета определенных действий подлежит отмене», — сказала судья.
Покидая суд, защитники выразили удовлетворение принятым решением. Отвечая на вопрос Business FM о том, сможет ли, например, гражданин Франции Филипп Дельпаль покинуть Россию и съездить на родину, защитники сказали, что «формального запрета для этого нет».
Мещанский суд Москвы 6 августа 2021 года признал основателя инвестфонда Baring Vostok Майкла Калви, партнеров фонда Филиппа Дельпаля и Вагана Абгаряна, директора Baring Vostok по инвестициям Ивана Зюзина, бывшего генерального директора Первого коллекторского бюро (ПКБ) Максима Владимирова, экс-директора банка по инвестициям Александра Цакунова и бывшего предправления банка «Восточный» Алексея Кордичева виновными в особо крупной растрате (ч. 4 ст. 160 УК РФ).
В деле речь шла о выдаче кредита в 2,5 млрд рублей банком «Восточный». Фигуранты вину отрицали. На следствии первоначально они находились в СИЗО, потом были переведены под домашний арест, а 12 ноября 2020 года Верховный суд смягчил им меру пресечения до запрета определенных действий.
Осужденные обжаловали приговор. Однако Мосгорсуд уже почти полгода не может назначить апелляцию, поскольку Мещанский суд до сих пор не изготовил протокол судебного заседания, на которые защита имеет право подать замечания. «Пока мы ознакомились только с двумя томами, с протоколами двух первых заседаний», — сообщил Business FM Антон Любимов. При этом, по его словам, пока непонятно, сколько томов займет протокол всего процесса. «Возможно это будет несколько десятков томов или даже больше», — заметил защитник.