Заседание Совета безопасности ООН, посвященное ситуации на Украине, прошло вечером 31 января (по московскому времени). Оно состоялось вопреки голосам «против» — от России и Китая. Инициативу США поддержали 10 из 15 членов Совета безопасности, трое воздержались — и право «вето» во время процедурного голосования здесь не учитывалось.

Как пояснил российский постпред Василий Небензя, Москва считает подобные дискуссии «мегафонной дипломатией» и «работой на публику», а США пытаются ввести мир в заблуждение относительно реальной ситуации в регионе:

«Стремление наших американских коллег нагнетать истерию вокруг своих же утверждений о якобы готовящейся российской агрессии ставит наших коллег по Совету безопасности в крайне неудобное положение. Не меньший вред это нагнетание истерии наносит самой Украине, президент которой на днях просил западные страны как раз не нагнетать беспочвенную истерику вокруг нахождения российских войск на границе, поскольку вся эта шумиха вредит украинской экономике. «Нам не нужна эта паника», — сказал господин Зеленский. Нужна она, похоже, тем, кто раскручивает тему мифической российской угрозы».

Постпред США возразила российскому коллеге, что пришло время для открытой дискуссии — за последние недели стороны провели более 100 закрытых встреч. По словам Линды Томас-Гринфилд, в Вашингтоне продолжают надеяться, что Россия выберет «путь дипломатии, а не конфликта», но Запад не может просто «сидеть и ждать», потому что сегодняшняя концентрация российских сил у границы — это «крупнейшая за десятилетия мобилизация в Европе». Ощущают ли это жители Украины?

Людмила, Мариуполь:

«Не боимся мы никаких нападений со стороны России, потому что как бы там ни было, но у нас большинство корней в Мариуполе — ну, греки, это само собой — а так большинство выходцев из России. Это наши корни, и как это на нас они будут нападать? Даже не верим и относимся к этому спокойно».

Житель Харькова Дмитрий:

«Напряжение есть, конечно, техники много военной начало передвигаться по стране, даже из моих знакомых, те, кто ближе к армии, тоже сейчас уезжают в командировки и передвигаются поближе к границе. Вероятность такую допускают, как минимум в Харькове, даже среди моих знакомых. Но какого-то опасения такого сильного, что, знаете, будет бомбежка и артобстрел, такого, конечно, нет, но, понимаете, поскольку мы свою власть в Киеве знаем уже давно, сюрпризы могут быть разные, то есть мы, наверное, больше не на неадекватность Российской Федерации [ставим], а, скажем так, на какие-то виртуозные ходы из Киева, что будет потом в ответ, вот, наверное, с этой стороны».

Анатолий, Харьков:

«Как пенсионеры мы реагируем болезненно, не так как раньше, сейчас больше давление поднимается, давление на голову. Так и реагируем [смеется]. Я не политик, я не знаю, я шучу. Запаслись уже крупой и салом. Я пошел и себе на базаре два квадратных метра сала купил на всякий случай. Зачем воевать, я не знаю, и за что? Земли у нас черт-те сколько, а у вас еще больше».

Российский постпред отверг утверждения о наличии у границы избыточного военного контингента. По словам Небензи, перемещение войск в пределах России ранее не вызывало «никакой истерики» и все военные находятся в местах постоянной дислокации.

При этом часть западных СМИ, похоже, уверена в скором начале военного конфликта. Историю, которую сложно не назвать курьезной, рассказал 31 января корреспондент Русской службы BBC Илья Барабанов. По словам журналиста, ему позвонили представители одного из европейских телеканалов и попросили рассказать, как россияне готовятся к войне. Коллеги хотели знать, в частности, укрепляют ли жители России свои дома и роют ли окопы, и спросили, нужно ли для репортажа об этом ехать «под Белгород».

Business FM связалась с жителями этого региона. Об окопах они пока не слышали:

Жительница Белгорода Алена:

«Окопов я не видела, подготовки какой-то особой тоже я не замечала. Дом наш располагается, наверное, в 30 километрах от границы с Украиной, тоже ничего особенного не заметили. Единственное, что на прошлой неделе (у нас все очень нервно реагируют на это) летали самолеты над Белгородом, какие — я не видела. Ничего другого, никаких глобальных изменений я как обычный житель не заметила. Опять же, есть понимание, что от нас мало что зависит, как от простых граждан, и как-то все уже настолько устали опасаться ковида, войны, еще чего-то, что я среди знакомых ничего такого не заметила. Опять же, у меня в принципе знакомые все достаточно аполитичные».

Журналист и автор телеграм-канала «Белгород № 1» Владимир Корнев:

«Никаких окопов, ничего подобного не происходит. В принципе город живет обычной жизнью, ничего не говорит о том, что какое-то напряжение нас ожидает, или сейчас нарастает, или сейчас уже есть. Информационное нагнетание в любом случае есть, и, конечно, определенная часть людей думает об этом всегда из-за того, что мы просто в 70 километрах от Харькова находимся. Но глобально, конечно, то, о чем спрашивала европейская журналистка, от реальности очень далеко».

В понедельник, 31 января, ситуация вокруг Украины должна была стать темой телефонного разговора лидеров России и Британии, но Лондону пришлось перенести звонок на более позднюю дату из-за выхода доклада о вечеринках на Даунинг-стрит. По мнению Independent, Борис Джонсон увлекся внешнеполитической активностью, чтобы сменить повестку и отвлечь публику от этого скандала. Косвенно подтверждают это и слова самого Джонсона — выступая в парламенте, он призвал депутатов сосредоточиться на противодействии России, а не на попытках вынудить его уйти в отставку.

Пекин на заседании Совбеза ООН практически полностью поддержал Москву. «Россия неоднократно заявляла, что не планирует начинать военные действия, а Украина ясно дала понять, что ей не нужна война. Что тогда является основой для беспокойства?» — спросил постпред КНР Чжан Цзюнь. Дипломат добавил, что разрядка невозможна без разрешения вопроса о расширении НАТО и «законное беспокойство России в сфере безопасности должно быть услышано».

В свою очередь, украинский постпред Сергей Кислица заявил, что атака на неподконтрольные Киеву территории не входит в планы украинских властей.