Сбербанк создал сервис для проверки переводов близких людей
По мнению экспертов, он вполне может защитить детей и пожилых людей, но пока непонятно, как он будет функционировать чисто технически и отменять операции
Читать на полной версииСбербанк создал новый сервис для борьбы с мошенниками. Клиент сам выберет, кого из близких сделать своим помощником в приложении «Сбербанк Онлайн», и, если после проверки операция покажется помощнику подозрительной, он может связаться с родственником и при необходимости заблокировать перевод. Помощник не может инициировать операции за клиента, он также не увидит остатки и поступления по счетам.
Это вполне может помочь контролировать финансовые операции детей и пожилых людей и обезопасит их от мошенников, но есть оговорки, считает управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в ИТ Евгений Царев:
— Система вполне может быть эффективной, наверное, это больше относится к детям и к пожилым людям. Единственное, что меня смущает, счет относится к конкретному человеку, и, если человек дееспособный, он может самостоятельно проводить операции. Как здесь с чисто физической точки зрения это должно проводиться? На каком основании будет, допустим, отменяться платеж? Вот это я пока еще не очень понимаю. У нас не так давно был скандал, связанный с тем, что родители не могли получить доступ к счетам подростка, который еще ограничен в дееспособности до 18 лет. Банки ссылаются на то, что счетом владеет подросток, не родитель, но сама по себе как услуга, как сервис, наверное, это классно. Именно с точки зрения безопасности я здесь рисков не вижу, при условии, что сам механизм отлажен.
— С точки зрения самого «Сбера», не может ли он злоупотреблять звонками, сообщениями доверенному лицу, использовать это как какой-то маркетинг или еще что-то?
— Вообще-то это просто настройки системы, то есть там можно ограничить сумму. Допустим, если сумма превышает условные пять тысяч рублей, в этом случае доверенное лицо будет потревожено со стороны банка, если меньше, то нет. Если уж говорить про какие-то рекламные вещи, нет смысла говорить о «Сбере», в принципе онлайн-бизнес так построен, что мы так или иначе окружены рекламой. Дополнительный инструментарий, наверное, у оператора такой системы появится, но я сомневаюсь, что это каким-то образом сильно изменит ситуацию в плане навязывания услуг, рекламы и прочего.
По данным ЦБ, в третьем квартале прошлого года мошенники похитили у клиентов российских банков больше 3 млрд рублей. Из этой суммы банки вернули клиентам только 250 млн рублей. Ранее для борьбы со злоумышленниками Роскомнадзор предложил создать систему блокировки звонков с подменных номеров.