Из иноагентов можно будет выйти: Путин дал поручение до 1 мая проработать такую возможность
Эксперты и журналисты отмечают, что это логичное и необходимое изменение закона, которое к тому же сильно запоздало. Они надеются, что решения о включении и исключении из списка будут проходить по суду
Читать на полной версииПрезидент России Владимир Путин дал поручение Минюсту до 1 мая «проанализировать» вопросы возможности исключения из реестра иноагентов некоммерческих организаций. Помимо этого, Минюст вместе с Генпрокуратурой и Советом по правам человека должен изучить практику применения в целом закона об иноагентах.
Комментирует член СПЧ Ева Меркачёва:
В октябре главный редактор «Новой газеты», лауреат Нобелевской премии мира Дмитрий Муратов на Валдайском форуме обратился к главе государства с вопросом о размытых критериях включения в списки иноагентов. Владимир Путин пообещал их рассмотреть. А его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что правоприменительная практика закона может обсуждаться.
То, что с конца 2020 года года в эти списки начали включать физических лиц, в основном журналистов, создает им исключительные неудобства в повседневной жизни, говорит Дмитрий Муратов:
Дмитрий Муратов главный редактор «Новой газеты» «Изменение закона об иноагентах опоздало. Очень много наших коллег уже пострадали. Я рассчитываю, что в том, о чем сказал Дмитрий Песков, и что должно вступить через какое-то время после принятия Госдумой в силу, будет непременный протокол выхода из состава иноагентов. Это условие и правило номер один. То, что вернулись к этому закону после многих обсуждений, после того, что было в СПЧ, это хорошо. Очень важно предусмотреть выход из реестра иноагентов, каким образом он будет осуществляться. Любое включение в этот реестр должно безусловно иметь судебную процедуру в своей основе».
Анализировать какую-то практику непросто. Случаи исключения из списков крайне редки. И почти никогда они не связаны с инициативой Минюста, который в них включает часто по весьма расплывчатым критериям, говорит юрист внесенного в конце сентября в список незарегистрированных организаций-иноагентов медиапроекта «ОВД-инфо» Денис Шедов:
Денис Шедов юрист медиапроекта «ОВД-инфо» «Есть несколько случаев исключения из списка иноагентов, но почти все они связаны с теми или иными нарушениями формальных норм. Не было таких случаев, чтобы суд или Минюст признали, что действительно была совершена ошибка и организация не является иностранным агентом. Были случаи-исключения, когда речь шла о нарушении процедуры внесения либо каких-то других формальных процедур. Если организация или человек попадают в списки иноагентов, если речь идет об организациях, то большинство из них выходят из этих списков путем ликвидации. Некоторые сами решили закрыться, либо, как в недавнем случае с «Мемориалами» (признаны в России иноагентами. — BFM), они были закрыты по суду. Некоторые принимают такое решение самостоятельно, потому что у них нет возможности выплачивать штрафы, организовывать дополнительную отчетность. Что касается вариантов, которые могут быть предложены по поводу исключения, возможно, что будет обсуждаться судебный порядок внесения в списки иноагентов и, соответственно, судебный порядок исключения из этих списков, что представляется довольно логичным».
Первый закон об иноагентах был принят в июле 2012 года. Они определялись как организации, получающие иностранное финансирование и влияющие на политику. Затем были приняты другие законы, которые расширяли как критерии включения в списки, так и перечень тех, кого в них можно включать.
В результате на настоящий момент существует уже целых четыре списка иностранных агентов: список НКО, список СМИ, список незарегистрированных общественных объединений и список физических лиц. За без малого десять лет счет в них в общей сложности уже пошел на сотни организаций и людей.