Китайцы обещают создать суборбитальный коммерческий самолет
Насколько реалистичны эти планы? Чем этот проект отличается от других? В какую сумму может обойтись стоимость одного билета на рейс?
Читать на полной версииКомпания Space Transportation пообещала создать суборбитальный коммерческий самолет, пишет Daily Mail. Недавно состоялся очередной успешный испытательный полет ее многоразовой ракеты-носителя «Тяньсин». Заявляется, что система может использоваться как для суборбитального туризма, так и в качестве сверхскоростного транспорта.
На сайте компании Space Transportation демонстрируется анимационный ролик, в котором самолет прикрепляется к крылу, приводимому в движение ракетами. После вертикального взлета самолет отсоединяется от крыла и продолжает суборбитальный полет. Он преодолевает расстояние между Китаем и Дубаем — семь тысяч километров — за час. Реализуемо. Но билет на подобный рейс будет стоить сотни тысяч долларов, говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев:
Иван Моисеев научный руководитель Института космической политики «Сейчас очень много стартапов, которые заявляют об очень больших достижениях и собирают на это какие-то очень небольшие деньги, недостаточные для разработки такой системы. Вообще, конечно, можем взять ракету и возить ей грузы. Эту идею доставки грузов рассматривают сейчас в США военные, но это очень далеко от того, чтобы стать какой-то реальностью. Это очень дорого, примерно 1 млн долларов за билет. Говорят, 250 тысяч долларов за билет можно, вот такие цифры».
Если первое направление — космический туризм — сейчас развивается сразу несколькими компаниями, то об использовании подобных систем как о способе добираться из точки А в точку Б пока еще никто не говорил.
Технологически это возможно. Но большие сомнения вызывают заявления о том, что это будет доступно по цене, считает ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт:
Натан Эйсмонт ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН «Возникнут трудности с реализацией. Стоимость проекта очень высока. Есть большие сомнения, что удастся уложиться просто в финансовые ограничения для создания такого рода аппарата. Это все задача индустриально-финансовая. Технические возможности, безусловно, есть, но есть ли возможности оставаться в рамках предполагаемых затрат? Вряд ли это удастся. Сколько стоил без разработки и изготовления просто запуск «Шаттла»? Это 0,5 млрд долларов. Конечно, относительно «Шаттла» можно снизить цену, но не в тысячу раз и даже не в сто раз».
Согласно сайту компании, Space Transportation была основана не так давно, в 2018 году. А о планах по созданию гиперзвукового космического самолета она объявила всего лишь в августе прошлого года. Сообщила она и о том, что привлекла на реализацию проекта чуть больше 46 млн долларов. Для сравнения: вложения Джеффа Безоса в его компанию по суборбитальным полетам Blue Origin, по некоторым данным, начиная с 2016 года составляют 1 млрд долларов в год.