«Чипов не хватает даже американцам»: на фоне рекордной прибыли Tesla отказалась от выпуска новых моделей
Проблемы с логистикой заставляют Илона Маска пересмотреть планы развития компании: пока его фирма будет продавать уже существующие модели, тем более что они пользуются большим спросом
Читать на полной версииКомпания Tesla отчиталась о рекордных результатах прошлого года. Ей удалось почти удвоить поставки электромобилей: их число выросло почти до 1 млн в год. Выручка составила 5,5 млрд долларов. Однако глобальные логистические проблемы не позволяют и дальше расти такими темпами.
«В течение нескольких кварталов наши собственные заводы работали с пониженной производительностью, поскольку основным ограничивающим фактором стала цепочка поставок, что, вероятно, сохранится и в течение 2022 года», — говорится в обращении компании к акционерам.
За последний квартал 2021 года выручка компании составила 17,72 млрд долларов, из которых 16,0 млрд долларов пришлись на автомобильный бизнес. Из этой общей суммы чистая прибыль Tesla в четвертом квартале составила 2,32 млрд долларов, а прибыль на акцию — 2,05 доллара.
В планах Tesla в этом году увеличить число выпускаемых автомобилей до 1,5 млн, но среди них пока не будет пикапа Cybertruck, ни электрогрузовика Semi, ни электромобиля экономкласса за 25 тысяч долларов.
Это здраво, и инвесторы это оценят, считает автоэксперт Артем Бобцов.
— Во-первых, это исключительно трезвое решение, поскольку выпускаемые автомобили продаются очень хорошо, а от добра добра не ищут. Зачем городить что-то новое, придумывать, создавать что-то новое, если и это тоже продается замечательно. Во-вторых, модельный ряд все-таки у Tesla довольно молодой, только Model S машины довольно старые, их, конечно, нужно уже обновлять капитально. Другие машины все достаточно свежие, и они еще года два-три спокойно могут даже без рестайлинга обойтись, тем более клиенты Tesla, как мы знаем, в этой части не очень требовательные, им Tesla важнее сама как автомобиль и обладание ею, чем наличие более свежей модели. Ну и третий момент, все-таки Tesla — это публичная компания, у них много акционеров, которые очень любят, чтобы у компании была прибыль. Учитывая, что сейчас прибыль высокая, а если делать новые автомобили, вкладывать в разработку новых автомобилей, показатели снизятся, акционеры будут недовольны. Ну и, конечно, все эти сложности с чипами, с логистикой, которые, видимо, в этом году еще никуда не уйдут, заставили Tesla планы по новым моделям отложить.
— Как вы считаете, реальны ли планы Tesla настолько нарастить поставки?
— Да, абсолютно, у них есть глобальная цель — это 10-15 млн автомобилей к 2025 году. Наверное, все-таки актуальнее к 2030 году. И производственные мощности это позволяют, тем более что Tesla запустила в Китае еще не на полную мощность далеко свой завод, она только запускает завод в Германии и запускает новые площадки в США. Мощности позволяют, вопрос сейчас больше в комплектующих, поскольку Tesla очень «чипоемкий», скажем так, автомобиль, так как это, по сути, гаджет на колесах, а чипов, как мы знаем, всем не хватает, даже американцам.
Илон Маск ждет улучшения ситуации с дефицитом полупроводников уже к следующему году. Также Tesla к концу 2022 года выберет место для строительства нового завода и запустит производство аккумуляторов собственной разработки.