Минкульт России составил реестры традиционных ценностей и чуждых идей
По мнению министерства, угрожают российским традиционным ценностям США, их союзники, транснациональные компании, террористы, экстремисты, иностранные НКО
Читать на полной версииМинистерство культуры представило проект указа «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
В документе представлены примеры традиционных ценностей: патриотизм, гуманизм, крепкая семья, приоритет духовного над материальным, милосердие. А также угрозы этим ценностям: США, их союзники, транснациональные компании, террористы, экстремисты, иностранные НКО.
По сути, получилась концепция обороны России в сфере культуры. В основу документа легла «Стратегия национальной безопасности». Business FM обсудила этот документ и его необходимость с людьми из мира культуры:
Создатель и худрук московского театра «Школа современной пьесы», профессор ГИТИСа Иосиф Райхельгауз:
«Весь этот документ — очередная демагогия, очень похожая на демагогию последних и не только последних лет советской власти. Министр культуры, я ее очень уважаю, люблю и знаю с детства, Ольга Борисовна Любимова, будучи внятным, образованным человеком, вынуждена метаться между этим мракобесием, между глупостью и между реальным делом, которое она то ли не успевает, то ли не может сделать. Огромное количество провинциальных театров, мне это хорошо известно, пришло в упадок, потому что театры превратились в филиалы местной администрации, где проводятся какие-то съезды, антрепризы играют, а местными театрами руководят директора — наместники губернатора. Это в тверском театре происходит, [например]. Я могу привести огромное количество примеров. К большому сожалению, культура, как и медицина, и образование, в тяжелейшей ситуации, в упадке. Это огорчает, потому что в этом участвует очень много внятных, образованных, все понимающих людей, которые говорят: «Ну, такие времена». Мне кажется, что времена не выбирают, в них живут и умирают, и влияют на них, пока ты можешь на что-то повлиять».
Директор государственного музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева:
«[В этом проекте] есть много интересных вещей, например, поддержка русского языка, в том числе за границей, там прописана активная работа с обществом, с социальными сетями. Всех напрягает, что там указана конкретная страна в качестве нашего идеологического противника. Ничего другого любая государственная структура породить не может. Я думаю, что, если посмотреть аналогичные документы, они наверняка есть, в Европе, то мы увидим тот же самый набор, разве что он не так кондово описан. Наша проблема состоит в том, что государство пытается действовать на не очень понятном ему поле современных социальных сетей. Когда они начинают это каким-то образом формализовать, выдается то, что выдается. То, что государство вообще заинтересовалось продвижением русской культуры и насаждением русской культуры в стране, — это важно. Но вот эта попытка со стороны государства каким-то образом изменить отношение к культуре в целом, культура — это довольно объемное понятие, в том числе и в области образования, и в области пропаганды. Чего там, вещи надо называть своими именами, пропаганда свойственных нам в России ценностей, конечно, нужна, другое дело, что не совсем понятно, как это будет реализовываться. С другой стороны, это концептуальный документ, к нему должен прилагаться довольно большой объем нормативных документов, так что думаю, что пока ничего такого критично страшного не происходит».
Директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:
«У меня такое ощущение складывается, что просто чиновникам заняться нечем. Это какой-то общий концептуальный документ безопасности, любви к Родине, отсутствии эгоизма, понятия семьи как союза мужчины и женщины и всех прочих абстрактных понятий. Я бы сказал, любое разумное государство стремится сделать так, чтобы граждане любили свое государство, а не [насаждает любовь] сверху. Конечно же это просто какой-то очередной документ, который не несет никакой конкретной пользы ни для какой конкретной области, области культуры или человека. Знаете, мы не воспитываем попытку совместить традиции с будущим, что сделала в свое время Япония, например, когда она построила на своих традициях страну великого будущего. Я считаю, что мы должны гордиться своим прошлым, но также смотреть в будущее. А страна, которая все время только отсылается к прошлому, это страна без будущего. Я даже не очень понимаю юридический статус таких документов».
В Минкульте считают, что по итогам реализации данного указа Россия может пойти двумя путями. Позитивный сценарий предусматривает «постепенное преодоление существующих проблем, поиск ответов на новые вызовы, исходя из традиционных ценностных ориентаций». А негативный «характеризуется дальнейшим усугублением рисков, связанных с распространением деструктивной идеологии».