В «Сатирикон» приехал «Ревизор»
Точнее, новый спектакль Юрия Бутусова по отдаленным мотивам гоголевской комедии. В главных ролях — Константин Райкин и Тимофей Трибунцев
Читать на полной версииВ театре «Сатирикон» — премьера спектакля Юрия Бутусова по пьесе Николая Гоголя «Ревизор». Роли в спектакле исполнят Константин Райкин, Тимофей Трибунцев, Алена Разживина, Марьяна Спивак и другие. Постановку, которая наверняка вызовет дискуссии, называют одной из самых ожидаемых в этом сезоне.
Для Бутусова это уже шестой спектакль в «Сатириконе». Название короткое и неясное — «Р». Почему редуцировал гоголевский заголовок, Бутусов объяснять не хочет. Почти сразу почувствовал, что слов в исходной пьесе не хватает, пригласил на репетиции драматурга Михаила Дурненкова, тот создал современный текст. Так что исходная пьеса тут дописана, а что-то, в том числе давно ушедшие в народ фразы, убраны. Но главная тема — власть в России — остается.
Какие-то сюжетные повороты неожиданны. Например, с прошениями к Хлестакову приходят люди из расстрельных списков 1937-38 годов. Бутусов говорит, что эта сцена появилась задолго до ликвидации «Мемориала», который ранее был признан иностранным агентом. Много рассуждений о жизни чиновников. Внезапно в монологе одного из героев — рассказ про умирающего лося, похоже на исповедь депутата Валерия Рашкина. Вот что Бутусов ответил на вопрос о том, приходилось ли ему прибегать к самоцензуре?
Юрий Бутусов российский режиссер «Для меня всегда в театре главное — это какой-то образный, метафорический язык. А здесь очень много прямого текста. Нет, ничего оскорбительного ни для кого мы не говорим. Мы говорим только то, о чем мы думаем. Мне кажется, что мы настолько замыленно уже относимся к этой пьесе и к этому человеку, что потеряли какое-то понимание и глубину этой пьесы. Мне кажется, это не совсем пустой человек, Хлестаков. Может быть, даже это и не человек, это какая-то идея или что-то еще. Мне хотелось как-то разобраться в том, кто этот Хлестаков. Для меня он находится в ряду Башмачкина, маленьких людей русской литературы».
23-летнего Хлестакова играет 71-летний Константин Райкин. Но, по мнению Бутусова, это не так важно: все-таки Райкин в прекрасной творческой форме.
Мне почему-то моментами хотелось поменять ролями Райкина и Трибунцева, последний играет Городничего. Деньги хранят в огромных сундуках. Произносят много длинных монологов. Препарируют современные пороки. По-моему, получилось гораздо мрачнее по духу, чем в оригинале.
Дискуссии тут неизбежны. Кому-то дописанный текст резал слух, делится театральный обозреватель портала «Известия» Влад Васюхин:
Влад Васюхин театральный обозреватель портала «Известия» «С одной стороны, принято считать, что Бутусову не так важен текст, что авторские слова он переводит в метафоры, но в данном случае ему потребовалось дописать текст. Есть авторы, в тексты которых, на мой взгляд, нельзя просто слово вставить. Это пьесы Чехова, Гоголя. Эти фразы как музыка, как поэзия. Дико раздражает, когда ты слышишь со сцены не очень музыкально сделанные тексты — для меня это главная претензия. Я уверен, что, как и все бутусовские спектакли, он найдет своего зрителя. У этого замечательного режиссера есть свой фан-клуб. Степень остроты? То, что здесь читают расстрельные списки в конце спектакля. Как сказал кто-то из моих коллег, выходя из зала, — заканчивается все 37-м годом и содержатся некие намеки на власть имущих. Безусловно, конечно, это острое высказывание. Но почему для этого нельзя было сочинить современную пьесу, если уж так хочется высказаться, а нужно это делать таким псевдоэзоповым языком через «Ревизора»?»
Впрочем, зная Бутусова, понимаешь: представленный журналистам вариант спектакля вполне может быть не окончательным. Этот режиссер может поменять все в последний момент. А премьера намечена уже на эти выходные. На первые показы остались только дорогие билеты от 8 тысяч до 9 тысяч рублей. А на февральские даты еще много демократичных по цене вариантов.