Георгий Бовт о новых переговорах Москвы и Запада: созвонятся ли в итоге Путин с Байденом?
Лавров и Блинкен готовятся к очной встрече. Сам факт повышения уровня переговоров можно воспринимать с оптимизмом, однако прорыв возможен лишь на высшем уровне, считает политолог
Читать на полной версииВстреча главы российского МИД с американским коллегой может пройти в Женеве 21 января. В ходе телефонного разговора 18 января Энтони Блинкен заверил Сергея Лаврова в готовности продолжать дипломатические контакты для деэскалации ситуации на Украине. За день до этого Лавров обсуждал те же темы с новым главой МИД ФРГ Анналеной Бербок, приезжавшей в Москву. Вселяют ли эти новости оптимизм?
Если во времена правления Ангелы Меркель в Германии от представителей ее правительства и прежде всего ее самой можно было добиться хоть какого-то понимания российской позиции, то по итогам первых очных официальных переговоров с новым главой МИД ФРГ такого впечатления не сложилось. А сложилось впечатление, что «Северный поток — 2» теперь в Берлине рассматривается уже преимущественно как геополитический проект, тесно увязанный не только с событиями вокруг Украины, но и с любыми действиями России, которые Европа может истолковать как манипуляцию ценами на газ. А это уже политика, а не коммерция.
При этом со стороны Анналены Бербок не было выказано ранее почти рутинной приверженности Минским соглашениям. Теперь Запад и даже Германия ведут с Москвой разговор исключительно на тему так называемой деэскалации вокруг Украины, то есть отвода российских войск от границы, а затем и с юго-востока самой Украины, хотя Москва уверяет, что их там нет.
Не добавила дружеских и даже партнерских ноток на переговорах и поднятая Лавровым тема телеканала RT DE. Российский министр заявил, что у Москвы «есть основания все-таки полагать, что германское правительство имеет к происходящему непосредственное отношение». Речь о блокировке видеохостингом YouTube аккаунта вещающего на немецком языке телеканала RT Deutsch за якобы обход ограничений, наложенных ранее.Теперь в ответ Москва грозит аналогичными карами немецким СМИ в России, прежде всего, очевидно, Deutsche Welle. Однако, хотя немецкое правительство косвенно может быть как-то действительно и причастно к этой истории, требовать теперь от него приказать YouTube восстановить аккаунт RT Deutsch — это примерно то же самое, что требовать от НАТО изменить статью 10 Вашингтонского договора, лежащую в ее основе и предусматривающую политику «открытых дверей». То есть это трудно осуществимо, скажем так. И предъявление таких требований в ходе первой же встречи косвенно говорит о том, что ничего конструктивного на ней достигнуть пока не удалось.
Между тем Америка предпринимает собственные дипломатические усилия. Госсекретарь Энтони Блинкен 19 января посетит Киев. Помимо заверений в поддержке со стороны США суверенитета и территориальной целостности Украины, можно ожидать обещаний увеличения военной помощи, в том числе поставок вооружений, включая, возможно, средства ПВО. Отдельно пройдет встреча с персоналом посольства США для обсуждения действий на случай «непредвиденных обстоятельств». Звучит тревожно. Так что тема якобы готовящегося «российского вторжения» тут заранее и сознательно обозначена.
Другим сигналом на случай тех же самых «обстоятельств» стало решение Канады отправить на Украину небольшое подразделение спецназа, которое может быть использовано в том числе и для эвакуации уже канадских дипломатов. То есть даже Канада уже повышает ставки.
Из Киева Блинкен отправится в Берлин на встречу с коллегами по так называемой трансатлантической четверке — из ФРГ, Великобритании и Франции. Анонс звучит грозно: в повестке — меры противодействия «агрессии России» и выработка совместных ответных действий, включая жесткие санкции. Выразится ли это в предъявление Москве нового ультиматума или же будут сформулированы некие более конструктивные предложения, учитывающие ее озабоченности, может проясниться уже 21 января, когда в Женеве может пройти встреча Блинкена с Сергеем Лавровым.
Сам факт повышения уровня переговоров после того, как они провалились на уровне замминистров, можно воспринять с настороженным оптимизмом. Однако хоть какой-то существенный прорыв возможен лишь на высшем уровне, на котором все же чаще не предъявляют ультиматумы (это работа подчиненных), а договариваются о мире или хотя бы перемирии. Созвонятся ли Путин с Байденом, чтобы остановить сползание к немаленькой войне с неизвестной победоносностью?
Ну а пока Москва по договоренности с Минском решила последовать другому принципу: «во всякой непонятной ситуации — объявляй военные учения». Российские и белорусские вооруженные силы их и запланировали — на февраль, на западе и юге республики. Название — «Союзная решимость — 2022» — как нельзя точно отражает особенности текущего момента: именно решимость сейчас потребуется всем участникам запущенных процессов, которые уже слишком далеко зашли. Пора уже что-то решать.