Ретейлеры ограничат сами себя: наценка на социально значимые продукты не превысит 10%
Эта инициатива стала ответом на предложение ФАС сетям проработать механизм «ответственного ценообразования». Как это скажется на производителях и на магазинах при текущей высокой инфляции?
Читать на полной версииX5 Group, «Магнит» и «Бристоль» сообщили ФАС, что до конца года установят в своих магазинах наценку на социально значимые продукты в размере не более 10%.
Эта инициатива стала ответом на предложение антимонопольного ведомства сетям проработать механизм «ответственного ценообразования», сообщает газета «Коммерсантъ».
Речь идет о более чем 20 категориях базовых товаров, в числе которых мясо, вермишель, овощи из «борщевого набора», хлеб, молоко, масло, яйца и гречневая крупа.
В сообщении Х5, куда входят «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик», которое холдинг прислал Business FM, говорится, что «компания сформировала специальную методику по ценообразованию товаров первой необходимости, которая позволит обеспечить их доступность для покупателей и сдержать рост цен на продукты питания».
А вот как объясняет введение максимальной наценки руководитель управления внешних коммуникаций сети «Магнит» Антон Карпов:
Антон Карпов руководитель управления внешних коммуникаций сети «Магнит» «В 2021 году мы увидели достаточно высокий уровень инфляции, который беспокоит и нас, и правительство. В рамках активной совместной работы с ФАС мы приняли решение добровольно ограничить максимальную наценку на товары первой необходимости на уровне не более 10% на период до конца текущего года. Наша инициатива охватит около 200 наименований товаров базовой потребительской корзины».
По данным Росстата, в прошедшем году средняя надбавка на базовые товары в сетях не превышала 16%. Насколько добровольная верхняя планка в 10% окажется безболезненной для ретейла? Мнение руководителя бюро по защите прав предпринимателей «Опоры России», руководителя юридической компании Urvista Алексея Петропольского:
Алексей Петропольский руководитель бюро по защите прав предпринимателей «Опоры России», руководитель юридической компании Urvista «Сети сейчас просто пытаются успокоить Федеральную антимонопольную службу, потому что президент четко дал понять, что на товары первой необходимости нельзя повышать цены так быстро. У меня нет доверия крупным сетям, потому что они последние соки высасывают из производителей. Дело в том, что есть огромное количество реферальных бонусов, которые производитель постоянно должен выплачивать. Банальный пример — место на полке. Сейчас скажут, что не наценивают товар, но за место на полке ты должен сделать обратный возврат 40% от стоимости твоего товара, иначе тебя просто выставлять не будут и поставят конкурента. И таких вариантов, как зарабатывать именно сетям, огромное количество. Производитель останется в своей же самой минимальной наценке и будет вынужден просто как-то поднять цены на товар, чтобы сети смогли показать ФАС, что они выполнили номинально закон, а фактически производитель все равно будет платить. Мы сейчас получим ровно обратную ситуацию. Ну да, будут сахар, соль, яйца продавать с 10-процентной наценкой, к чему это приведет? Малые сети, которые представлены в регионах, допустим, пять-десять магазинов, практически не могут конкурировать с сетями X5 Retail Group или «Магнит». И это не десятки рабочих мест, это десятки тысяч рабочих мест, которые будут постепенно закрываться».
Осенью ФАС несколько раз направляла торговым сетям предупреждения из-за завышенных цен. В частности, в сентябре антимонопольная служба обвиняла «Пятерочку» и «Магнит» в наценке до 100% на фрукты и овощи в магазинах Рязанской области.