Минэк не согласен с предложением Минтранса о повышении тарифов на платных дорогах до европейского уровня
Минтранс посчитал, что повышение тарифов на платных дорогах позволит потратить деньги на выплаты концессионерам и ремонт трасс. Но Минэк уверен, что повышение тарифов приведет к потере смысла платных трасс — разгрузке дорог
Читать на полной версииЕвропейских цен на российских платных трассах, похоже, не будет. Минэкономразвития раскритиковало предложение Минтранса о повышении тарифов до европейского уровня, пишет «Коммерсантъ». Отрицательное заключение опубликовано на портале нормативных правовых актов.
По замыслу чиновников Минтранса, вырученные за повышение тарифов деньги можно было бы потратить на возврат денег концессионерам и ремонт дорог. Коллеги из Минэка посчитали, что рост тарифов приведет к оттоку водителей с платных трасс.
Вкратце описать старые предложения Минтранса можно так: повысить тарифы с 3 до 5 рублей за километр, если трасса стала платной после реконструкции, и до 8 рублей, если дорога строилась с нуля. То есть для трассы М4 «Дон» и для ЦКАД подорожание будет разным. Если участок концессионный — повысить лимит тарифов с 12 до 16,5 рубля, если участок на мосту — с 84 рублей до 115,5.
Минтранс посчитал, что в Европе цены за проезд по платнику выше российских на треть, а наши дороги — ничем не хуже. В пересчете средний европейский ценник — 3,5 рубля за километр, в России же — 2 рубля 65 копеек. Вырученные средства пошли бы на возврат денег тем, кто участвовал в строительстве дорог по форме ГЧП. Другими словами, можно заплатить концессионерам, которые хорошо потратились в то время, когда цены на стройматериалы сильно выросли. Часть денег можно направить на новые стройки и ремонт.
С самого начала эксперты и аналитики приняли затею Минтранса в штыки: говорили, что не в той мы экономической ситуации находимся, чтобы повышать тарифы так радикально. И платные трассы у нас не того качества, чтобы требовать за них так много, считает замруководителя общественной организации водителей-профессионалов, дальнобойщик Александр Котов:
Александр Котов замруководителя общественной организации водителей-профессионалов, дальнобойщик «Объехать платные участки невозможно. Особенно такую артерию, как трасса «Дон», ведь она в основном вся платная. Если объедешь, то без колес и без топлива останешься. Альтернатива есть, но если по платным [расстояние] 50 километров, то по бесплатным — 150. То же самое этот ЦКАД, он сейчас дорогой, но он дает все-таки немножко выгоду во времени. Не надо пропуск на проезд по МКАД. Выигрыш во времени, потому что на МКАД сплошные пробки. 50% платных дорог осталось на уровне социализма. Под Москвой освещены участки платной дороги, дальше — они не освещены. Додумались и не разрешили дорожникам поднимать этот тариф».
Минэкономразвития также выступило противником повышения тарифов на платные трассы. Во-первых, указывает ведомство, это сделает платники непривлекательными, водители уйдут на бесплатные альтернативы. Потеряется весь смысл платной дороги — по части разгрузки дорожной сети от транспорта. Во-вторых, сравнивать наши цены надо не с Европой, указывает Минэк, а со странами СНГ, которые нам будут поближе. В третьих, аргумент про концессионеров, по мнению Минэка, вообще не аргумент: Минтрансу надо привести обоснование получше. Дело в том, поясняют эксперты, что договоры ГЧП на строительство платных дорог — вещь очень непрозрачная, а собственники многих концессионных участков не афишируются. Простыми словами, неясно, кто, куда и сколько денег потратил, кто именно собирает деньги и почему львиную долю затрат все равно несут госструктуры. На таком фоне повышать тарифы нельзя, согласен вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Тем более когда и по действующим тарифам ездить уже невыгодно:
Если повышения цен на платниках все же не будет, значит, в силе останется постановление № 47 от 2016 года, которое уже установило все предельные тарифы. В документе учитывалась реальная платежеспособность россиян, указывает Минэк. А значит, цены, как и прежде, будут ежегодно индексироваться в рамках инфляции.