Гибкость — новая валюта офисного рынка
Предложение в сегменте гибких офисов в настоящий момент не успевает за спросом. При этом явно растет интерес пользователей к офисным помещениям класса А
Читать на полной версииОфисный сегмент столичного рынка недвижимости закончил 2021 год на позитиве, и это еще мягко сказано. По оценкам старшего директора, руководителя отдела офисных помещений компании CBRE Елены Денисовой*, темпы восстановления в 2021 году превзошли все ожидания.
«Во второй половине года ввиду отсутствия жестких ограничений на работу из офиса спрос начал расти активнее, чем ожидалось в начале года. Компании более интенсивно возвращали сотрудников в офисы, многие возобновили проекты по расширению и/или смене офиса. По итогам 2021 года объем сделок аренды и купли-продажи составил примерно 1,5 млн квадратных метров, что на 20% больше показателя 2020 года, хотя все еще меньше рекордного 2019 года на 13%», — отмечает эксперт.
При этом, по данным CBRE, явно увеличивается интерес пользователей к офисным помещениям класса А. «Компании стремятся организовать для своих сотрудников современное офисное пространство, которое будет отличать не только гибкая планировка, но и технологичное наполнение. Итоговый объем новых сделок в сегменте класса А — 500-550 тысяч квадратных метров, что на 36-50% и 10-20% больше аналогичных показателей за 2020 и 2019 годы соответственно», — подчеркивает Елена Денисова.
В CBRE уверены, что в 2022 году спрос продолжит расти, но транзакционная активность будет ограничена доступным предложением, доля свободных площадей будет сокращаться. «Мы не исключаем, что в 2022-2024 годах объем сделок может достигать 2 млн квадратных метров в случае реализации крупных сделок в отношении будущей вещи или BTS-проектов (строительства под нужды конкретной компании). Динамика сделок будет зависеть от наличия консенсуса сторон, а именно согласия в отношении готовности входить в проекты на ранней стадии строительства и условий их реализации», — думают аналитики компании.
Гибкие рабочие пространства тоже не подкачали: как гласит статистика компании Colliers*, по итогам 2021 года объем сделок в сегменте гибких офисов составил 77 400 квадратных метров, что более чем в три раза превышает показатель 2020 года (23 900 квадратных метров).
«Предложение в сегменте гибких офисов в настоящий момент не успевает за спросом. За последние два года средний ежегодный прирост объемов существующих гибких пространств составляет 30-40%. Объем нового предложения в 2021 году достиг отметки 64 тысячи квадратных метров, суммарный объем ввода на 2022 и 2023 годы оценивается в 87 тысяч квадратных метров (14 тысяч гибких рабочих мест). Причем новые заявленные площадки сдаются моноарендаторам еще до завершения строительства», — заявляют эксперты Colliers.
Свои краски в общую картину вносит проведенное в декабре совместное исследование* компаний WeWork и A2:Research, которые изучили мнение руководителей и сотрудников российских компаний об офисной работе образца 2022 года. Вот лишь несколько любопытных цифр и фактов из этой работы.
По данным исследования, почти половина (43,7%) руководителей и владельцев бизнеса планируют сократить площади арендуемых офисов. При этом 33% не готовы полностью отказаться от офисов в 2022 году, а 5% планируют переезд и расширение площадей.
Абсолютное большинство (67%) руководителей считают, что невозможно представить серьезную компанию без собственного помещения: офисное пространство помогает поддерживать командный дух и контролировать результат работы сотрудников. Об этом сказали 35% и 33% респондентов соответственно.
Также 30% руководителей отметили повышение продуктивности сотрудников, вернувшихся в офис с дистанционной работы; половина опрошенных (51,5%) заявили о росте только в отношении тех, кто работает в офисе чаще двух раз в неделю. Интересно, что при этом большинство компаний придерживаются именно гибридного режима работы: 42% руководителей рассказали, что их сотрудники работают в офисе только два-три дня в неделю.
Теперь что касается наемных сотрудников. Их мнения о необходимости в будущем работать из офиса разделились: 30,6% хотели бы с 2022 года посещать офис не более одного раза в неделю, столько же (31%) опрошенных мечтают вернуться в офис навсегда. При этом 48% участников исследования согласились, что работают эффективнее именно в офисе. И почти 40% наемных сотрудников отметили, что руководство компании полностью поддерживает их пожелания по посещению офиса.
В 2022 году каждый второй наемный сотрудник хотел бы работать в коворкинге или гибридном офисе хотя бы раз в неделю. Большинство (68,7%) заявили, что мечтают найти «третье место» для работы вне дома и офиса. Это может быть кафе, коворкинг, лофт — именно в таком месте четверть (27%) сотрудников рассчитывают лучше фокусироваться на рабочих задачах.
В общем, как отмечает генеральный директор WeWork в России, Центральной и Восточной Европе Андрей Жамкин, гибкость становится самой главной валютой. Причем не только в офисной недвижимости, но и в отношениях работодателей и сотрудников.
* Есть в распоряжении Business FM.