Некоторые российские транспортные компании приостановили перевозку грузов в Казахстан, а также транзит через эту страну до 10 января. Это связано с возросшими из-за беспорядков рисками. Многие машины, которые идут транзитом через республику, встали на закрытых парковках до улучшения ситуации.

«У нас из Москвы в Нур-Султан и Алма-Ату до Нового года были отправлены фуры, — рассказывает региональный директор транспортной компании FS Mackenzie Павел Щербанев. — 5 и 6 января две машины были разгружены в столице Казахстана». Информации о сложностях по транзиту грузов через республику по железной дороге — пока нет. Стабильно работают склады в Нур-Султане, отмечает он. В Алма-Ате склады, по словам собеседника радиостанции, пока закрыты. Но полную картину пока невозможно получить из-за отсутствия связи с водителями, говорит Павел Щербанев.

Павел Щербанев региональный директор транспортной компании FS Mackenzie «Связь с водителями, к сожалению, была очень сложная. Только 6 числа удалось дозвониться до водителей, и они сообщили, что 5 и 6 января в Нур-Султане они разгрузились. По плану выгрузка в Алма-Ате 10-го числа. Склады в Нур-Султане у партнеров работали в штатном режиме, поэтому груз был принят. Что касается Алма-Аты, то нам сообщили, что до 10 января склады будут закрыты. После 10-го будем обновлять информацию. Пока у нас такая ситуация».

Ответить на вопрос, что возится через Казахстан, достаточно просто: все. Это часть Шелкового пути, грузы транзитом идут из Китая в Европу. Везут в том числе товары народного потребления — бытовая техника, одежда. И, конечно, — промышленные грузы: руда, металлы, стройматериалы и так далее. А также шины и автокомпоненты.

Кроме этого, сам Казахстан экспортирует свои товары в другие государства, в том числе на Украину через нашу страну. И на днях в Киеве заявили, что не могут получить законтрактованные 660 тысяч тонн угля, обвинив, в этом Россию. Впрочем, подобные заявления украинские власти делали и раньше.

Что же касается наших автоперевозчиков, то сейчас они сами не пересекают границу с Казахстаном, опасаясь и за груз, и за дорогостоящие фуры, замечает президент Национальной ассоциации автомобильных грузоперевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

Владимир Матягин президент Национальной ассоциации автомобильных грузоперевозчиков «Грузавтотранс» «Сейчас приостановили пока проезд через границу в связи с тем, что там такая обстановка. И с российской стороны не допускают, и со стороны других стран. Все стоят пока, ждут. Здесь все зависит от того, как нормализуется обстановка. Можно попасть в неприятную ситуацию, никто не будет рисковать ни грузом, ни самой техникой. Машины очень дорогие, и грузы перевозят тоже дорогие. Так что лучше пару дней постоять и спокойно потом проехать, чем попасть в неприятную ситуацию. Да, потери есть, но что делать-то?»

По словам Владимира Матягина на границе могло скопиться до тысячи фур. Но точной информации пока нет, и она появится, наверное, только после праздников. Что же касается потерь, то простой одного грузовика может обходиться компаниям от 500 до 1000 долларов в сутки.

И все-таки масштабных проблем пока нет. Основной поток идет по железной дороге. К примеру, в 2020 году так было перевезено больше 250 млн тонн. И как сообщили в РЖД (что подтверждают и транспортные компании), все идет в штатном режиме, по плану.