Шестой день протестов в Казахстане. Уличные бои в Алма-Ате и очередное выступление Токаева
По словам президента, на страну напали тысячи бандитов-террористов, в том числе и иностранных. Он отдал приказ открывать огонь на поражение
Читать на полной версииОбновлено в 16:35
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в третий раз за последние дни выступил с обращением к нации. Он обвинил «свободные СМИ» и «забугорных деятелей» в пособничестве и подстрекательстве к нарушениям правопорядка в Казахстане.
По его словам, среди задержанных в Казахстане террористов много иностранных граждан: «Только на Алма-Ату напали 20 тысяч бандитов». «Мною дан приказ открывать огонь на поражение без предупреждения. Нас призывают провести мирные переговоры. Какая глупость. Какие могут быть переговоры с убийцами? Террористов надо уничтожать. И мы будем это делать», — заключил он.
По мнению Токаева, «государство проспало подпольную подготовку терактов ячеек боевиков» из-за нехватки силовиков и спецоборудования. «Выяснилось, что не хватает спецназовцев, спецсредств и оборудования. Решением этих вопросов мы займемся в срочном порядке», — пообещал президент.
При этом президент Казахстана подчеркнул, что все требования протестующих, выдвинутые в мирной форме, властью услышаны.
Комментирует главный научный сотрудник ИМЭМО имени Примакова РАН Алексей Малашенко:
— Когда все только-только начиналось, тот же Токаев говорил об ошибках социально-экономической политики. И в общем-то это называлось главной причиной абсолютно всеми экспертами, за исключением отдельных субличностей, скажем так. И потом вдруг выясняется: 20 тысяч бандитов, да еще и иностранцы. Это, конечно, выглядит несолидно, и это представляется необходимым оправданием для тех жестких мер, которые на сегодняшний день Токаев, я думаю, будет предпринимать. Но тем не менее экономические проблемы остаются, и их надо очень быстро и эффективно решать. Но все на них сваливать он, конечно, не может, не будет, потому что он президент, поэтому как всегда нужен какой-то конкретный виновник: вот вам влияние извне. Это вполне ожидаемо было, и к тому же это оправдывает ту просьбу, с которой Токаев обратился к Москве, ОДКБ, чтобы послали силовиков. Все в этом контексте выглядит вполне логично.
— Токаев еще заявил, что силовики «проспали» заговор.
— Значит, нужно менять силовиков. А я думаю, что это те силовики, которые были назначены еще Назарбаевым. Но, честно говоря, я не верю, чтобы прозевали, также как я не верю в то, что некие спящие ячейки могут устроить такой сумбур. Это все-таки народные протесты, которые вот так вот заканчиваются, а, может быть, даже не заканчиваются, а продолжаются.
— Вы упоминали миссию ОДКБ. Зачем все-таки понадобилось обращаться, выглядит так, что казахские силовики все-таки способны решить эту ситуацию?
— Я думаю, что он был поставлен в такое положение, когда не обратиться к России и к ОДКБ он просто-напросто не мог, потому что если представить, что победу одерживает не он, а восставшие, эти «20 тысяч бандитов», это означает вообще кардинальное изменение положения в Казахстане, что напрямую будет влиять на отношения с Россией, на все российские планы по поводу интеграции, по поводу Евразийского союза, это качественно может изменить ситуацию. Плюс, если к этому добавить то, что сейчас происходит вокруг Украины, для России такие перемены были бы крайне опасны, поэтому, я думаю, что был налажен такой диалог, в ходе которого не обратиться к России, ОДКБ Токаев просто-напросто не мог.
— На фоне молчания елбасы Назарбаева можно ли говорить, что его эпоха заканчивается?
— Безусловно. Она уже закончилась благодаря этим событиям, самое главное — как она закончится. Я не думаю, что это будет очень жестко или жестоко, но кто-то должен быть наказан, кто-то должен быть пофамильно обвинен в коррупции. И Токаев этим докажет сам населению, что начинается как бы новый этап независимого Казахстана, в ходе которого будут учитываться все прошлые ошибки.
— А удастся ли Токаеву полностью и уверенно возглавить страну по итогам этих событий?
— Не знаю, и никто не знает, хотя сейчас все на эту тему рассуждают. Оптимальный вариант был бы создание некоей коалиции, где, конечно, заглавную роль будет играть сам Токаев, но куда войдут люди или представители сил, которые более всего видят и понимают необходимость реформ и которые эти реформы будут так или иначе проталкивать. И, кстати говоря, Токаев им может даже помочь. А кроме Токаева там кто сейчас сможет быть-то?
А вот как сегодняшние заявления Токаева и обстановку в Казахстане комментирует научный консультант Московского центра Карнеги Темур Умаров:
— Пока что правительству и Токаеву удалось добиться того, что большинство населения все-таки, так скажем, проглотит теорию о том, что это все были террористы, подготовленные каким-то образом и связанные с какими-то не названными внешними силами. Его фраза о том, что мы проспали, точнее не мы, он себя не причисляет к тем, кто проспал, а это, собственно, силовики Назарбаева и правительство, которое в подавляющем большинстве состояло из назарбаевских людей, — они проспали то, что произошло, они не углядели. Пока что рано, как мне кажется, говорить о каком-нибудь конфликте элит, но это действительно намеки на то, что у него были какие-то конфликты с другими группами политического руководства, и он сейчас намекает именно на это.
— Насколько вообще в принципе важно то, что Токаев признал также наличие и мирного протеста?
— Если бы теория Токаева и в целом риторика была построена на том, что это только радикалы, только террористы, только неуправляемые люди, то ее было бы намного сложнее протолкнуть. Токаев же и вообще, если посмотреть государственные СМИ, посмотреть провластных экспертов и публичных провластных личностей — они все говорят, что протест был и с ним будет отдельно разбираться правительство и Токаев тоже отдельно с ним будет разбираться. Он и цену снизил, установил потолок цен на 180 дней на энергоресурсы, и говорит о том, что будут разрабатывать законопроект о банкротстве физлиц. Таким образом, он показывает, что протест действительно был, просто им воспользовались вот эти, как он говорит, террористы.
— ОДКБ, на ваш взгляд, зачем все-таки понадобилась?
— Я бы не сказал, что Казахстан очень слабая страна в плане военной мощи. По числу полицейских на душу населения это примерно те же цифры, что и в России, по числу солдат на 1000 человек в России 24 солдата, в Казахстане четыре с чем-то. Но я уверен, что того уровня подготовленности силовиков и антитеррористических сил Казахстана было бы достаточно для того, чтобы разобраться с происходящим. Другой вопрос, почему эти силовики не захотели. Многие журналисты говорят, что на улицах в принципе нет полицейских, что наводит на мысли, что по какой-то причине силовики перестали выполнять свои функции. Сейчас много теорий крутится в экспертной среде: это и внутриэлитный конфликт Токаева и Назарбаева, это и какой-то заговор в окружении Назарбаева без его ведома или с его ведома — не особо важно, это и теории насчет того, что это могут быть какие-то местные криминальные авторитеты, которые все это время радикализировались, им не давали доступа к власти, и таким образом они выражают свое недовольство.
В Казахстане введен критический красный уровень террористической опасности. Всю ночь и сегодня с утра локально в городах Казахстана идут столкновения.
Утром МВД объявило, что все здания администраций в республике освобождены от протестующих и взяты под охрану. Конституционный порядок восстановили во всех регионах Казахстана, утверждал президент. В его администрации сообщали, что «захватчики» в Казахстане действовали профессионально, использовали собственную связь, были попытки выйти в прямой эфир, с их стороны действовали снайперы.
Число погибших силовиков, по данным МВД, достигло 18, пострадали почти 750 сотрудников. Утром ведомство сообщило, что задержаны «более 3 тысяч преступников, ликвидированы 26, еще 18 вооруженных террористов ранены». К вечеру речь стала идти о 4 тысячах задержанных и 26 раненых.
Самые ожесточенные уличные столкновения продолжаются в Алма-Ате, власти призывают горожан не выходить из дома. Рано утром в городе загорелось здание филиала телерадиокомпании «Мир».
К вечеру в Алма-Ате улицы стали патрулировать военные, идет «зачистка», солдаты стреляют в воздух, сообщает «Sputnik Казахстан». В Талдыкоргане вооруженные люди напали на местный СИЗО — один сотрудник убит, трое ранены, сообщает МВД республики. А в Актау после призывов самих митингующих разойтись по домам, люди начали разбирать установленные ранее юрты и ограждения, многие покинули центральную площадь.
Генпрокуратура Казахстана начала досудебное расследование о массовых беспорядках и акте терроризма.
В Казахстан направлены миротворцы от стран ОДКБ, первые российские подразделения уже прибыли в республику. Миссию возглавил командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков. Численность миротворческого контингента составит около 2,5 тысячи человек. Их пребывание будет временным — речь может идти о нескольких днях или неделях, заявляет МИД Казахстана.
Киргизия направит в Казахстан в составе миротворческого контингента ОДКБ 150 военнослужащих. Около 70 военных в республику направила Армения и около 200 — Таджикистан.
В администрации президента Токаева заявляют, что солдаты ОДКБ не участвуют в боевых операциях в Казахстане, они отвечают за прикрытие и охрану государственных объектов. То же самое заявили и в Минобороны России.
Все российские миротворцы уже прибыли в Казахстан. Девять российских Ил-76 с военнослужащими и техникой ВДВ сели на аэродроме Алма-Аты, сообщило Минобороны. По информации ведомства, миротворцы совместно с правоохранительными органами Казахстана взяли под полный контроль алма-атинский аэропорт.
Общая численность миротворческого контингента ОДКБ составит около 2,5 тысячи человек. Их пребывание в Казахстане будет временным — речь может идти о нескольких днях или неделях, заявил МИД Казахстана.
Обстановка в городе Байконур и на объектах космодрома спокойная, написал в Twitter гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. В то же время телеграм-каналы сообщают, что на космодроме введен «синий» (повышенный) уровень террористической опасности.
На всей территории республики действует режим ЧП, мобильная связь по-прежнему работает с большими перебоями, крайне нестабилен проводной интернет. Президент Казахстана в своем обращении заявил, что принял решение восстановить доступ в интернет «в отдельных регионах страны в определенные временные интервалы».
Последствия беспорядков в Алма-Ате. Фотогалерея BFM.ru: