Илон Маск создал угрозу китайскому «Небесному дворцу»
Китай заявил, что сближение спутника Starlink-1095 компании SpaceX и строящейся китайской орбитальной станции «Тяньгун» («Небесный дворец») стало крайне опасным прецедентом. Эксперты говорят о необходимости ПДД в космосе
Читать на полной версииПекин обвинил Маска, что он «загрязняет орбиту» своей системой Starlink. Якобы и его компания, и США нарушили Договор о космосе, который требует от любой страны, наблюдающей явление, которое может представлять опасность для жизни или здоровья людей, находящихся в космическом пространстве, сообщить об этом другим государствам или в ООН. Но не сделали это.
Насколько оправданны эти обвинения и как может развиваться ситуация?
На орбите строится китайская орбитальная станция «Тяньгун», что в переводе значит «Небесный дворец». На ней в настоящий момент работает три китайских тайконавта. Согласно недавнему заявлению КНР, 1 июля 2021 года произошло опасно близкое сближение между «Тяньгуном» и спутником, идентифицированным как Starlink-1095, принадлежащим компании SpaceX Илона Маска.
Согласно официальному заявлению Пекина, с 16 мая 2021 года этот спутник находился на стабильной орбите высотой около 555 километров, но затем снизил ее до 382 километров и создал угрозу для «Тяньгуна». «В целях безопасности китайская космическая станция взяла на себя инициативу и совершила маневр уклонения вечером того же дня, чтобы предотвратить возможное столкновение двух космических аппаратов», заявил Пекин. Это проблема реальная, уверен ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт:
Натан Эйсмонт ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН «Обвинение, безусловно, обоснованное. Такие обвинения на непубличном, а на более профессиональном уровне возникают давно. Маск гнет свою линию, хотя проблему нужно решать. Дело в том, что все его спутники — управляемые. То есть, их траекторию можно менять, но возникает вопрос — если таких спутников десятки и сотни, то тогда и опасность парируется тем, что мы можем ими управлять. Но при таком большом количестве спутников вероятность отказа возрастает. Происходит отказ у этого спутника, и все, он мусор, им управлять нельзя. Это реальная опасность».
В рамках ООН существует целый технический комитет по исследованию околоземного пространства, который разрабатывает правила поведения в нем. И самое занятное, что до последнего времени — свидетельствуют специалисты — именно Китай игнорировал их больше, чем какие-то другие страны. Но теперь ситуация резко поменялась. Илон Маск ответил на жалобу Пекина в своем специфическом стиле, причем не напрямую, а через прессу — в интервью британской Financial Times. По его мнению «космос чрезвычайно огромен», а «спутники очень маленькие». «Мы никому ничего не мешали и не собираемся мешать», — сказал он. Правила дорожного движения в космосе неминуемо придется принять, уверен заведующий лабораторией прикладной инфракрасной спектроскопии МФТИ Александр Родин:
Александр Родин заведующий лабораторией прикладной инфракрасной спектроскопии МФТИ «Эти правила дорожного движения на околоземной орбите пока находятся в стадии формирования. В этой сфере есть публичная составляющая, которая выражается в подобных заявлениях, а есть непубличная, о которой мы мало знаем, но специалисты прекрасно знают. И на самом деле, конечно же, космические угрозы и правилобезопасная деятельность на орбите, как и в любой сфере безопасности, законы пишут победители. Кто будет победителем, пока еще не вполне ясно. Далеко не всегда мы видим тот айсберг, который спрятан от наблюдателя-неспециалиста».
Создаваемая в настоящий момент компанией SpaceX система глобальной сети космического интернет-доступа Starlink должна насчитывать порядка 1800 постоянно заменяемых малых спутников, находящихся на низкой орбите. Согласно планам Илона Маска, именно этот глобальный коммерческий проект должен принести ему средства, необходимые для запуска марсианского проекта.
Ранее SpaceX оценила минимальную стоимость десятилетнего проекта по проектированию, строительству и развертыванию Starlink в 10 миллиардов долларов США. При этом компания рассчитывает зарабатывать на эксплуатации спутникового интернета более 30 млрд долларов ежегодно. Что в разы будет превосходить ее доход от бизнеса запусков ракет-носителей.