Стоит ли ждать прогресса в Женеве? Комментарий Георгия Бовта
В понедельник, 10 января, там стартуют переговоры РФ — США. Если уж Россию собираются поставить в один ряд с Кубой, Ираном, Северной Кореей и Сирией, то логика будет закольцована, считает политолог
Читать на полной версииНакануне переговоров 10 января Москва и Вашингтон обозначили непримиримые позиции. За день до российско-американских консультаций по безопасности в Женеве в зарубежных СМИ со ссылкой на Белый дом появились детали возможных санкций в отношении Москвы в случае, как было сказано, «вторжения на Украину». Россию могут включить в группу стран с самыми строгими ограничениями в вопросах экспорта. Можно ли теперь рассчитывать на успех встречи в Женеве?
Вашингтон решил применить свой вариант тактики под названием «повышение ставок», обозначив круг жесточайших санкций, которые могут быть применены в случае, как уточняется, «агрессии против Украины», — хорошо еще, что уже не по факту провала переговоров в Женеве. В том или ином виде такие санкции уже обозначались в виде утечек в течение последних недель на фоне поднятой кампании на тему сосредоточения российских войск близ границ с Украиной.
Теперь, помимо такой угрозы, как лишение российских банков корсчетов в банках США и запрета на долларовые транзакции, а также запрета на поставки смартфонов, появилась и такая «опция», как ограничения на поставки в Россию любых товаров, где могут быть использованы американские технологии или чипы, в том числе товаров бытового назначения — вплоть до холодильников и стиральных машин. Такая угроза, как отключение страны от системы SWIFT, тоже теоретически присутствует.
Если по максимуму, то помимо финансовой полуизоляции это будет означать попытку лишить Россию доступа ко всем современным технологиям, как это было во времена холодной войны, когда существовал Координационный комитет по экспортному контролю, более известный как КоКом. Такой провокационный список угроз, помимо самой по себе «игры на повышение ставок», можно воспринимать как ответ на прозвучавшее накануне Нового года предупреждение российского президента о том, что в случае введения новых санкций со стороны США Москва может полностью разорвать отношения с Америкой.
Если уж нас собираются поставить в один ряд с Кубой, Ираном, Северной Кореей и Сирией, логика будет закольцована. Из этих четырех стран формально дипотношения у США есть только с Кубой, но помимо жесткого экспортного контроля продолжают действовать и ограничения на деловые и прочие поездки. С другой стороны, ни в одной из этих четырех стран нахождение под жесточайшими санкциями не привело ни к смене режима, ни к смягчению антиамериканской политики. Так что, действительно, после введения таких же санкций против России все дальнейшие переговоры с США становятся бессмысленными. Причем с обеих сторон, поскольку новых рычагов давления в руках Вашингтона просто не останется. Останется только воевать.
Подобный информационный фон создает плохой настрой накануне переговоров. Да и в обозначенных уточненных позициях сторон пока не просматривается перспективы на существенный прогресс на переговорах, помимо очень ограниченного набора направлений, где он все же возможен.
Так, госсекретарь США Энтони Блинкен допустил, что может быть отчасти восстановлено действие денонсированного два года назад по инициативе США Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, а именно в части неразмещения таких ракет в Европе. Могут быть теоретически подвижки в таких вопросах, как ограничение военной активности близ российских границ, а также взаимные ограничения масштабов военных учений, дополнительные ограничения на размещение ядерного оружия, укрепление каких-то военных мер доверия. И, собственно, почти все. Однако, как следует из заявлений представителей США, НАТО и ЕС, никто не собирается всерьез обсуждать гарантии насчет нерасширения НАТО или тем более откатывания его военной инфраструктуры на позиции 1997 года.
Также Вашингтон, помимо отказа отвечать пункт за пунктом на российские предложения от 17 декабря прошлого года, выдвинет свой список претензий. Речь может зайти о таких его любимых темах, как «вторжение на территорию третьих государств, вмешательство в выборы, использование химического оружия» и прочих заведомых раздражителях. Такой гипотетический список, в частности, представлял недавно у себя в Facebook бывший посол США в России Майкл Макфол.
И госсекретарь Блинкен, и российский замминистра Рябков дали понять, что прогресса в Женеве ждать не стоит. Рябков отдельно подчеркнул, что Москва не будет обсуждать требования США и НАТО относительно осуществления Россией «неких деэскалационных мер» на своей территории как предусловия прогресса на переговорах по безопасности. По его словам, «рассчитывать на продвижение вперед по вопросам гарантий безопасности на предстоящих переговорах РФ с США и НАТО наивно». Так что вполне возможно, что предстоящие контакты будут максимально короткими, сведутся к обмену ультиматумами.
Наилучшим результатом стала бы договоренность продолжить диалог хотя бы по ограниченному кругу вопросов. Пока переговоры будут продолжаться и ни одна из сторон не хлопнет дверью, есть надежда, что пушки, в том числе «санкционные», помолчат. Но долго такое положение длиться все равно не может без того, чтобы либо одна из сторон не пошла на существенные уступки от своих первоначальных позиций, либо накопленные противоречия уже решались бы не за столом переговоров.