Верховный суд ликвидировал «Международный Мемориал»
На заключительном заседании говорили не об официальных претензиях, касающихся отсутствия маркировки иноагента на публикациях общества, а о том, что «Международный Мемориал» «создает лживый образ СССР как террористического государства и очерняет память о Великой Отечественной войне»
Читать на полной версииОбновлено в 18:37
Верховный суд России вынес решение о ликвидации старейшей правозащитной организации страны — «Международного Мемориала», ранее признанного иноагентом. Как передает корреспондент Business FM, решение приняла судья Алла Назарова по иску Генеральной прокуратуры.
«Иск Генпрокуратуры удовлетворить, ликвидировать международную общественную организацию «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», — огласила она вводную и резолютивную части судебного акта. Судья разъяснила, что принятое решение может быть обжаловано сторонами в течение 30 дней.
Принятое решение зрители в зале встретили криками «Позор!».
Первое слушание по делу прошло 14 декабря. Поводом для обращения надзорного ведомства в суд стало нарушение «Мемориалом» закона об иностранных агентах. Так, организация не маркировала свои информационные материалы соответствующей пометкой. В этой связи «Международный Мемориал» неоднократно привлекался к административной ответственности: организация и председатель ее правления Ян Рачинский были оштрафованы почти на 4 млн рублей.
Все эти штрафы выплачены. По мнению представителей правозащитной организации, допущенные нарушения несоизмеримы с мерой, которую хотят применить. Представители «Мемориала» в суде подчеркнули, что организация давно не допускала публикаций без маркировок. В организации расценили иск Генпрокуратуры как политическое решение об уничтожении организации, которая занимается исследованием политических репрессий и защитой прав человека.
На заключительное слушание 28 декабря пришли около двух сотен сочувствующих. С самого утра несколько человек оказались в автозаке после того, как попытались развернуть плакаты. Поскольку в суд пускали только по предварительной аккредитации, большая часть зрителей остались снаружи, ожидая на морозе финала и следя за происходящим по телеграм-каналам.
Освещать процесс приехали десятки российских и зарубежных журналистов, два представителя аппарата уполномоченного по правам человека и политик Григорий Явлинский. Последний, как и часть представителей СМИ, попали в зал. Остальные наблюдали за происходящим из пресс-центра, где была организована телетрансляция.
«Лживый образ СССР как террористического государства»
В ходе прений представители прокуратуры (на заседании выступили трое) сосредоточились не на вменяемых организации нарушениях, а обрушились с критикой на деятельность организации. Так, один из представителей надзорного ведомства Алексей Жафяров заявил, что «Международный Мемориал» создает лживый образ СССР как террористического государства и очерняет память о Великой Отечественной войне (ВОВ)».
Он отметил, что организация была создана для увековечивания памяти о ней, «а сейчас практически полностью сосредоточилась на том, чтобы искажать историческую память», в первую очередь о Великой Отечественной войне.
Накануне, 27 декабря, стало известно, что общество «Ветераны России» обратилось к генпрокурору Игорю Краснову с требованием привлечь руководство и сотрудников «Международного Мемориала» к ответственности за фальсификацию фактов преступлений нацистов. По мнению заявителей, лица, включенные правозащитной организацией в список жертв политических репрессий в СССР, на самом деле сотрудничали с нацистами.
По словам представителя надзорного ведомства, только Генпрокуратура начиная с 1991 года реабилитировала 500 тысяч человек, а МВД — 3 млн человек. «Однако «Международный Мемориал» за последние два года ни разу не обратился к нам за реабилитацией. Мы вынуждены наблюдать за попытками реабилитировать нацистских преступников, — выступал прокурор. — Это потому, что кто-то за это платит, и это подлинная причина, почему «Мемориал» так тщательно борется против того, чтобы открыто называть себя иноагентом». Он утверждал, что организация осуществляет свою деятельность с грубым нарушением Конституции РФ и законодательства, а все мероприятия правозащитников «заканчиваются порчей имущества и вандализмом».
В свою очередь представители административного ответчика, их было 11 человек во главе с мэтром российской адвокатуры Генри Резником, выразили несогласие с этими аргументами. Они обратили внимание суда на то, что сегодняшнее дело — это первое дело в РФ о ликвидации организации, единственным основанием для которой стало нарушение законодательства об иноагентах. «Большая часть выпадов, которые мы слышали от уважаемых истцов, в том числе от прокурора, не имеет отношения к рассматриваемому делу и заявленным в иске основаниям», — заметил юрист «Мемориала» Григорий Вайпан. По его мнению, в данном процессе все было «перевернуто с ног на голову».
Его поддержал адвокат Михаил Бирюков. По его мнению, статус международной организации предусматривает особый порядок ее ликвидации. Он напомнил, что существуют отделения «Мемориала» во Франции и Чехии, они действуют и представляют отчетность. «Напомню, что согласно позиции Конституционного суда РФ, к организациям, выполняющими функции иностранного агента, не могут быть отнесены международные организации», — подчеркнул представитель ответчика.
В свою очередь исполнительный директор «Мемориала» Елена Жемкова отметила, что «государство ценит и уважает работу «Международного Мемориала». «Мы члены правительственных комиссий, я в том числе», — указала она.
Юрист Татьяна Глушкова рассказала, что организация с начала действия закона об иноагентах сдает, администрирует 25 сайтов, издала 17 книг, а соответствующая маркировка стоит даже на визитках представителей «Мемориала». Она сказала, что пометка иноагента указана и на документах, которые юристы ответчика в данном процессе передали сторонам.
По ее словам, организация как может пытается выполнять закон. «Тем не менее у нас есть претензии со стороны государства к маркировке. Это происходит потому, что трактовка закона правоохранительными органами со временем меняется. И мы узнаем об этом постепенно», — сказал она.
Другой представитель организации, адвокат «Мемориала» Мария Эйсмонт сказала о двойственном отношении представителя Роскомнадзора и Минюста, которые поддержали иск прокуратуры.
По ее словам, еще в 2020 году депутат Госдумы Елена Котеночкина обращалась в РКН с просьбой разъяснить, как иноагентам следует маркировать материалы. Однако РКН ей не ответил и перенаправил к Минюсту за разъяснениями. «Тогда говорили, что конкретики нет, а сейчас выясняется, что конкретика есть. Если мы такие непонятливые, хорошо было бы довести эту конкретику до общественности», — сказала Эйсмонт.
Она высказала мнение, что ликвидация «Международного Мемориала» «отбросит страну назад и увеличит риск тотальных репрессий». «Мемориал» не враг народа, «Мемориал» — друг народа», — завершила она свое выступление.
Последним в череде адвокатов выступал Генри Резник. Он назвал заявление Генпрокуратуры недобросовестным, а иск — неосновательным и политически мотивированным. «Они знают, что обращаются в суд с незаконными требованиями, и понимают, что ты это понимаешь», — сказал он, назвав неправдой заявление о том, что «Международный Мемориал» искажает историю и якобы представляет СССР как террористическую организацию.
Он с иронией высказался о доводах оппонентов. «Оказывается, надо ликвидировать «Мемориал», чтобы предотвратить негативное влияние на формирование детей!» — возмутился адвокат. И напомнил другой аргумент прокуратуры о том, что ликвидация «Мемориала» как юридического лица «направлена на защиту прав и интересов других лиц». «Мне интересно, какие вопросы вставали перед глазами [представителя] Генпрокуратуры, когда он подписывал это заявление?» — задал он риторический вопрос. Резник добавил, что такие общества, как «Мемориал», содействуют здоровью нации, и призвал иск отклонить.
Однако, проведя в совещательной комнате полчаса, судья нашла требования прокуратуры обоснованными. Покидая зал, представители ответчиков заявили, что обжалуют принятое решение в российских и международных судебных инстанциях, включая Европейский суд по правам человека. Также, по мнению Генри Резника, есть все основания и для обращения в Конституционный суд.
Что будет с «Мемориалом»?*
Вот как решение суда в беседе с Business FM прокомментировал председатель правления «Международного Мемориала» Ян Рачинский:
— Дальше будет обжалование, как положено, надеюсь, что с положительным результатом. А если нет, работа равно продолжится, потому что она не сводится вопрос к «Мемориалу». Это вопрос памяти миллионов российских семей и не только российских. Независимо от существования конкретного юридического лица, есть и другие организации «Мемориала» и в России, и за ее пределами. Есть масса людей, которым эта работа нужна.
— В какой форме все это будет происходить?
— Если международный «Мемориал» все-таки ликвидируют, [работу продолжат] другие организации. Если власть захочет ликвидировать их, тогда они будут называться иначе или не называться никак — просто движение граждан без юридического лица, как это и было в начале 1987-1988 годах.
— Что с офисами в других странах, они пока работают?
— Естественно, они работают, они не подчиняются решению российских судов. Это независимые юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законами этих стран — Франции, Чехии и других.
— Сейчас активно тиражируют все претензию, согласно которой якобы очернялась память о войне, реабилитировали убийц евреев. Что вы можете сказать по этому поводу?
— В любой большой базе данных есть ошибки, но из списка 19 имен, по крайней мере, по поводу шести я уже могу сказать, что это люди, которые были реабилитированы — кто-то прокуратурой, кто-то российскими судами, и этот список демонстрирует лишь невежественность его составителей.
Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» (сокращенно «Международный Мемориал») была учреждена в 1992 году в Москве. Ей предшествовала московская общественная группа «Мемориал», возникшая в 1987 году и давшая начало целому ряду региональных организаций и групп. В 1989 году все они объединились во Всесоюзное историко-просветительское общество «Мемориал» (зарегистрировано в 1990 году). Одним из организаторов и первым почетным председателем общества «Мемориал» был академик Андрей Сахаров.
«Международный Мемориал» был внесен в реестр НКО — иностранных агентов в 2016 году. Правозащитный центр «Мемориал» (в России признан иноагентом) находится в соответствующем реестре с 2014 года. Прокуратура Москвы направила в Мосгорсуд заявление о его ликвидации. На первом заседании 23 декабря представитель прокуратуры Москвы заявил, что отсутствие маркировки иноагента может подорвать психическое здоровье граждан и даже вогнать их в депрессию. Решение по этому делу, как ожидается, будет принято 29 декабря.
*Ряд одноименных организаций в России признаны иностранными агентами