Гражданин РФ Егор Дудников приговорен в Белоруссии к 11 годам колонии за ведение оппозиционного телеграм-канала
Россиянину вменялось разжигание социальной вражды и призыв к насильственным действиям против нацбезопасности. Есть ли возможность для смягчения наказания и отбытия его в России с учетом явки осужденного с повинной?
Читать на полной версииОдиннадцать лет колонии за озвучку роликов и ведение телеграм-канала. К такому наказанию Минский городской суд приговорил гражданина России Егора Дудникова. 21-летнего россиянина судили по обвинению в разжигании социальной вражды и призывам к действиям против нацбезопасности.
Как может сложиться его судьба дальше?
По версии обвинения, Егор Дудников администрировал телеграм-канал «Отряды гражданской самообороны Беларуси», признанный в Белоруссии террористическим. А еще он озвучивал аудиозаписи с критикой белорусских властей. Сам Дудников признает только озвучку. Он зарабатывал этим на жизнь — озвучивал рекламу, мультики и игры, а когда в Белоруссии начались протесты, согласился начитывать тексты и для оппозиционных телеграм-каналов. За деньги. Тексты, по словам Дудникова, он сам не писал.
Родственники Егора утверждают, что в Минск молодой человек, родившийся в Саратове, приехал в 2019 году, чтобы жить вместе со своей девушкой, а в акциях протеста 2020 года не участвовал.
На стороне обвинения — явка с повинной, написанная Дудниковым, но в письме, которое он написал в СИЗО и передал через адвоката, сказано, что Дудникова били и обещали оправить в Россию, если он скажет то, что нужно следователю.
Так или иначе, приговор вынесен, 11 лет колонии. После апелляции можно будет говорить о возможности передачи Дудникова российской стороне, считает юрист Михаил Салкин:
Михаил Салкин юрист «Есть так называемая Конвенция передачи осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбытия наказания, которая действует среди стран СНГ, то есть в том числе и с Беларусью. Одно из главных условий для того, чтобы все произошло, — приговор должен вступить в законную силу, дальше сам осужденный, либо его адвокат, либо его родственники, либо в том числе Российская Федерация могут обратиться в Республику Беларусь с просьбой передать осужденного для отбытия наказания здесь. У них есть 40 дней на решение вопроса. И происходит решение положительное или не происходит».
Основанием не выдавать Дудникова России может стать то, что он не погасил ущерб, нанесенный государству. А какой ущерб ему вменяют, неизвестно. Но даже если 21-летнего россиянина выдадут Москве, по той же конвенции ему все равно придется сидеть в тюрьме, причем очень долго даже для получения права на условно-досрочное, отмечает руководитель международной практики правозащитной организации «Агора»* Кирилл Коротеев:
Кирилл Коротеев руководитель международной практики правозащитной организации «Агора»* «Тут нет, мне кажется, ясной аналогии в российском праве. И срок у него 11 [лет], значит, это особо тяжкое по определению. Значит, не менее двух третей [срока], а может быть, и три четверти, но, скорее всего, две трети. По российскому праву это будет считаться сроком, после которого условно-досрочное освобождение возможно будет после двух третей».
Адвокат Дудникова Антон Гашинский в беседе с BBC приводил такие аналогии: за «возбуждение ненависти или вражды» в России полагается до шести лет колонии, в Белоруссии — до 12 лет, а за «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» в интернете в России — до пяти лет, в Белоруссии — до семи лет. Дальше две трети от срока, полученного путем сложения, в зависимости от решения уже российского суда. Вариант выйти быстрее — в случае, если Дудников вообще окажется в России, — президентское помилование.
Пока же в российском МИД приговор 21-летнему Егору Дудникову прокомментировали коротким сообщением, в котором говорится, что российские дипломаты оказывали поддержку россиянину и продолжат защищать его права.
*Правозащитная организация «Агора» в 2014 году включалась в список иноагентов