«Десять шагов» Зеленского: шанс на тишину или «имитация активности»?
Власти Украины подготовили предложения для разблокирования мирного процесса по Донбассу. Президент Владимир Зеленский выразил надежду на то, что по отдельным пунктам достичь договоренностей может получиться и до Нового года
Читать на полной версииРоссийские СМИ раскрыли содержание инициативы Киева по разблокированию работы Трехсторонней контактной группы (ТКГ). По данным газеты «Коммерсантъ», план состоит из десяти шагов.
В первых трех пунктах Киев предлагает возобновить режим прекращения огня, согласовать открытие КПП в зоне разграничения и подготовиться к новогоднему обмену «удерживаемых лиц». Их планировалось реализовать еще на заседании ТКГ 8–9 декабря, но этого не произошло.
Также Украина готова вернуться к рассмотрению законопроекта «О порядке местного самоуправления» в Донбассе и согласовать на заседании ТКГ ряд других документов, поднять вопрос о доступе ОБСЕ на всю территорию Украины, а также подготовить встречу «нормандского формата» и двусторонние переговоры российского и украинского лидеров.
О том, насколько реалистичны инициативы Киева, рассуждает член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько:
— Думаю, что Борис Грызлов, к сожалению, прав, потому что все, что изложено в этих «десяти шагах», не представляет из себя ничего нового. В принципе, это повторение тех мер, которые были уже семь лет назад заложены в Минских соглашениях. Более того, там упоминается формула Штайнмайера, упоминается закон об особом статусе, все это обсуждалось и пережевывалось в течение всех этих лет. Напомню, что Украина вышла в одностороннем порядке из состояния перемирия с Донбассом, а теперь она стремится вдруг достичь прекращения огня. Совершенно очевидно, что с такой же легкостью она опять из него выйдет. Но в целом если покопаться в этих «десяти шагах», то становится очевидным, что главной целью является не перемирие в Донбассе и не урегулирование вообще вопроса с отдельными районами Донецкой и Луганской областей, а достижение встречи с Путиным и обсуждение вопроса транзита газа через украинскую газотранспортную систему после 2024 года, когда истечет решение стокгольмского арбитража, обязывающее Россию прокачивать 40 млрд кубометров газа в год или же оплачивать этот транзит. Мне кажется, это и есть главная цель Владимира Зеленского, которую он так элегантно закамуфлировал стремлением к миру в Донбассе.
— Параллельно со стороны России звучат довольно грозные заявления о рисках масштабного конфликта. Насколько серьезно следует воспринимать такие предостережения Москвы?
— Я думаю, что крайне серьезно, потому что здесь речь идет не столько о формальном вступлении Украины в НАТО, сколько о военном освоении Украины. Если на Украине будут появляться военные базы, военные объекты, вооружения, средства радиоэлектронной борьбы, радиослежения и много чего другого, то это, безусловно, будет представлять опасность для России. И мы предупреждаем об этом честно, откровенно, открыто, и, естественно, мы крайне не заинтересованы укреплять своего противника, который выражает к нам крайне негативное отношение путем финансирования его через транзит нашего газа. Как только мы получим возможность избежать транзита через Украину, мы, естественно, будем транзит осуществлять через другие газопроводы, которые идут, как правило, в обход Украины: это «Турецкий поток», «Голубой поток», «Северный поток — 1», ну и, надеюсь, «Северный поток — 2».
В начале недели Владимир Зеленский заявил, что, если удастся договориться о реализации части из этих шагов до новогодних и рождественских праздников, «будет неплохо». А представитель Украины в ТКГ порадовался первой за долгое время «реальной возможности обеспечить тишину».
В Москве настроены менее оптимистично. Как выразился представитель России в ТКГ и председатель Высшего совета «Единой России» Борис Грызлов, «десять шагов» Зеленского — это «имитация активности в урегулировании конфликта».
Мнение украинского политолога Петра Олещука:
Петр Олещук украинский политолог «Это очередная инициатива, ее реализация будет зависеть от наличия политической воли. Мы знаем, например, что 22 декабря были достигнуты соглашения в рамках Трехсторонней контактной группы о прекращении огня. То, что впервые за длительное время произошли соответствующие переговоры и договоренности достигнуты, позволяет смотреть на это все с некоторым оптимизмом, хотя самое главное — это то, чтобы это все реализовывалось и выполнялось на практике. Естественно, что все упирается в первую очередь в наличие политической воли, мы понимаем, что в условиях, когда Россия выдвигает соответствующие требования уже не только к Украине, но и к Европе, Соединенным Штатам, причем требования геополитического масштаба, довольно-таки сложно, наверное, ожидать, что прямо сейчас что-то глобально изменится и ситуация каким-то образом будет входить в некую новую колею. Но, с другой стороны, выдвигая подобное предложение, Украина демонстрирует, что она рассматривает и далее именно дипломатический путь урегулирования на основе реализации заключенных ранее соглашений».
Предостережения о «масштабном конфликте в Европе» прозвучали в пятницу из уст Сергея Лаврова. «Курс на втягивание Киева в НАТО с перспективой появления у наших границ ударных ракетных комплексов создает неприемлемые угрозы безопасности России», — приводит РИА Новости реплики главы МИД из интервью балканскому СМИ.
Как выразился министр, градус конфронтации, «вызванный тем, как американские коллеги «опекают» своих украинских протеже», необходимо снизить, поскольку «военная накачка» подогревает настрой Киева на саботаж Минских соглашений.
В украинском МИД накануне заявили, что информация о подготовке Киевом «военной операции» в Донбассе не соответствует действительности, а Украина стремится исключительно к миру.