Следствие подозревает известного российского предпринимателя Диану Каледину в крупном мошенничестве.

Как пишет «Коммерсантъ», еще пять лет назад ее Балтийская промышленная компания заключила контракт с оборонным предприятием «Сигнал» и поставила туда фрезерный обрабатывающий центр стоимостью около 15 млн рублей. По контракту станок должен был иметь российское происхождение. Но, по версии следствия, оборудование на самом деле было китайским, на него лишь нанесли отечественную маркировку и сфальсифицировали документы.

Адвокат Дианы Калединой Руслан Долотов утверждает, что станок был российским, но с некоторыми иностранными комплектующими.

Руслан Долотов адвокат «Он был произведен на территории России с использованием непосредственно отдельных частей, которые были куплены за рубежом по всем правилам. [Оборудование] все равно признается российским производством, если процентное соотношение заимствованных деталей укладывается в необходимые нормы. По документам и экспертизе, которая была проведена Минпромторгом, станок полностью соответствовал всем критериям для того, чтобы его считать станком, произведенным в России. Соответственно, то, что заказчик хотел, он то и получил, им пользуется и извлекает из этого выгоду по той цене, за которую он сам согласился приобрести данное оборудование».

Диану Каледину, ставшую фигурантом дела о мошенничестве, знают как «железную леди» российского станкостроения. Свое предприятие она основала в начале нулевых. Причем, как она рассказывала в интервью, сначала это была фирма по ремонту станков, где работала пара человек. Зато сразу появилось пафосное — по ее же словам — название: «Балтийская промышленная компания».

Спустя несколько лет выручка составляла уже десятки миллионов рублей, потом миллиарды. В какой-то момент БПК перешла от ремонта к производству станков, и сейчас в компанию входят несколько заводов. Вот что о Диане Калединой говорит президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенев:

Владимир Катенев президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты «Каледину мы хорошо знаем. Это очень энергичная, волевая, мужественная, красивая и успешная женщина. Она занялась тяжелым бизнесом — станкостроением. Они построили хорошие производственные мощности, у них хорошее конструкторское бюро. Почитайте ее интервью, которые они публикуют. Например, она говорит, что в России не делают подшипники. Если вы помните, то у нас был целый завод подшипниковый в Санкт-Петербурге. Конечно, какие-то комплектующие она приобретает за рубежом».

Даже в Европе станкостроительные предприятия далеко не полностью локализованы. Там работает международная кооперация. Например, программное обеспечение создают сами, а, допустим, станину закупают в Китае. Точно так же поступают и наши станкостроители. Но вряд ли завод решился на обман заказчика из оборонного сектора, выдав полностью китайский станок за российский, говорит председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский.

Иван Андриевский председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» «Такой наглый обман со стороны Калединой, когда вместо станка российского производства поставляется просто перекупленный станок из Китая, мне кажется маловероятным. Возможно, что китайских комплектующих достаточно много, и в результате этого лица, которые проводили осмотр станка уже в текущем периоде, определили его как китайский».

В этом году на выставке «Металлообработка-2021» руководство Минпромторга представило Диану Каледину Михаилу Мишустину. И, судя по стенограмме на портале правительства, предприниматель и премьер довольно долго и подробно разговаривали о российском станкостроении, об импортозамещении, о производстве трубонарезных станков и так далее. И вот спустя несколько месяцев Каледину подозревают в особо крупном мошенничестве, и в теории ей может грозить до десяти лет заключения.

По данным «Коммерсанта», сначала ее доставили из московской гостиницы в полицию, там допросили как свидетеля. Потом отпустили пообедать. А затем задержали, отправили в изолятор на Петровке, а потом уже в Петербург на суд по мере пресечения.

Сама Каледина, со слов адвоката, считает уголовное дело заказным. И вопросы к нему действительно есть. Связаны они с тем, почему пять лет станок считался российским, а сейчас вдруг оказался китайским? И с тем, что стопроцентных российских станков в природе практически не встречается.