Главу банка БКФ Миримскую арестовали за взятки автомобилями
По версии следствия, она оплатила подмосковному следователю два авто, чтобы простимулировать расследование дела о похищении новорожденной дочери ее отцом
Читать на полной версииБасманный суд Москвы санкционировал арест председателя совета директоров банка БКФ Ольги Миримской. Она была заключена под стражу по делу о даче взятки (ч. 5 ст. 291 УК РФ) на сумму 3 млн 250 тысяч рублей подмосковному следователю Юрию Носову, который расследовал дело о похищении ее малолетней дочери. Он также стал фигурантом уголовного дела и по решению суда был отправлен на два месяца в СИЗО.
Назначенное на 12:30 заседание по вопросу об избрании меры пресечения Ольге Миримской стартовало только около четырех часов дня. Причем началось оно даже раньше заседания по ходатайству СКР об аресте следователя Юрия Носова, которое было назначено ранее. Ему инкриминировали получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ).
Уголовное дело в отношении Миримской СК возбудил 15 декабря 2021 года. На следующий день у нее в доме, который находится в элитном коттеджном поселке Николина Гора, прошел обыск, после чего подозреваемую задержали. 16 декабря ей предъявили обвинение в даче взятки (ч. 5 ст. 291 УК РФ). Свою вину она не признала.
По версии следствия, Миримская через своих подчиненных и сотрудников банка БКФ Елену Шурыгину и Вячеслава Гусева октябре-декабре 2016 года приобрела для следователя Носова два автомобиля — Mitsubishi Outlander и Honda CRV — за «фальсификацию уголовного дела», в котором она была признана потерпевшей. Стоимость авто составила 3 млн 250 тысяч рублей. И Шурыгина, и Гусев были трижды допрошены в ходе дела как свидетели.
О расследовании дела, возбужденного по факту похищения новорожденной девочки, матерью которой была признана Ольга Миримская, подмосковный СК сообщал дважды. Оно расследовалось по части 2 статьи 127.1 УК РФ («торговля людьми»), части 4 статьи 159 УК РФ («мошенничество») и статье 126 УК РФ («похищение человека»). Его фигурантами стали пятеро человек, в том числе бывший сожитель Миримской, совладелец платежной системы «Золотая корона» Николай Смирнов.
Миримская утверждала, что заключившая с ней в 2014 году договор о суррогатном материнстве жительница Крыма Светлана Безпятая, не дождавшись рождения ее дочери, скрылась из медицинской клиники. «В мае 2015 года женщина получила от Николая Смирнова (бывшего сожителя Миримской) денежные средства в значительном размере, а затем при содействии нескольких лиц вывезла новорожденную девочку из города Москвы в Республику Кипр, где передала ее Смирнову, тем самым совершив сделку по купле-продаже человека», — рапортовал СК.
Безпятая была задержана 21 октября 2016 года на территории Северного Кипра Турецкой Республики после незаконного пересечения госграницы. 1 ноября 2016 года решением органов власти Турецкой Республики Северного Кипра девочку доставили в Москву и передали Ольге Миримской. С тех пор она проживала с ней.
Дело о похищении ребенка подмосковный СК расследовал на протяжении нескольких лет. Однако в 2020 году Генпрокуратура не утвердила обвинительное заключение, Смирнов был снят с международного розыска, дело в отношении него и других фигурантов прекратили.
В мае 2017 года Ольга Миримская сама стала обвиняемой по делу о даче взятки и посредничестве в даче взятки (ст. 291 и 291.1 УК РФ) неустановленным сотрудникам Пресненского суда Москвы, в котором шел процесс по поводу раздела имущества, в том числе долей в банке БКФ, между ней и ее бывшим мужем Алексеем Голубовичем, экс-топ-менеджером ЮКОСа. В том же году ей инкриминировали нарушение тайны телефонных переговоров (ст. 138 УК РФ). Речь идет о получении информации о биллинге телефонов адвокатов Николая Смирнова.
Последние также заявили и о даче взятки следователю от Миримской, однако на протяжении пяти лет дело по данному эпизоду не возбуждали. Ее же под стражу брать не стали, взяв с нее обязательство о явке. Однако теперь, фактически выделив из того же дела новый эпизод в отдельное производство, представители СК РФ потребовали ее ареста.
Как рассказал Business FM адвокат Миримской Александр Чернов, свое ходатайство следователи СК аргументировали тремя доводами:
Александр Чернов адвокат Ольги Миримской «Они заявили, что Миримская может скрыться, так как имеет гражданство иного государства (Израиля). Второй аргумент заключался в том, что она обвиняется в тяжком преступлении. В качестве третьего аргумента они заявили, что она имеет обширные коррупционные связи в правоохранительных органах. Исходя из того, что постановление о возбуждении дела было вынесено первым заместителем руководителя СК РФ, мы предположили, что, вероятно, уровень ее коррупционных связей должен распространяться на главу СК Александра Бастрыкина».
Адвокат назвал эти доводы «надуманными и ничем не необоснованными». Он и его коллеги предложили сдать следователю загранпаспорт обвиняемой. Впрочем, по их словам, они не знают, где он сейчас находится, так как обыск в ее доме был проведен с нарушениями.
Адвокаты обратили внимание суда на то, что в течение пяти лет Ольга Миримская, будучи обвиняемой, от следствия не скрывалась и не сбежала за границу. «В течение пяти лет следователи писали, что Миримская меру процессуального принуждения не нарушала. И вдруг за один день, выделив материалы из этого дела, они изменили свое мнение», — заметил Чернов. Защита просила в удовлетворении ходатайства об аресте отказать, а если суд на это не пойдет, отправить их подзащитную под домашний арест.
Однако судья Наталья Дударь эту просьбу отклонила, заключив обвиняемую в СИЗО до 15 февраля 2022 года. Следом она санкционировала и арест следователя Юрия Носова.
Покидая суд, защитники заявили, что не согласны с решением суда и будут подавать на него апелляцию. По словам Александра Чернова, его доверительница расценивает уголовное дело как месть со стороны бывшего сожителя Николая Смирнова, а также, возможно, экс-супруга, экс-топ-менеджера ЮКОСа, управляющего директора Arbat Capital Алексея Голубовича, с которым она делит имущество до сих пор. Юрист добавил, что в различных гражданских и уголовных делах против Миримской участвуют одни и те же адвокаты Смирнова и Голубовича, которые, «судя по всему, объединились».
Алексей Голубович на момент подготовки публикации оказался недоступен для комментариев. В то же время адвокат Николая Смирнова Вадим Багатурия опроверг Business FM данные заявления и объяснил, почему, на его взгляд, Ольгу Миримскую в свое время незаконно признали потерпевшей.
Вадим Багатурия адвокат Николая Смирнова «Прежде всего Ольга Миримская не является матерью этой девочки. Она является генетической бабушкой. По этой причине она не могла претендовать ни на статус потерпевшей по делу, которое фальсифицировал следователь Носов, ни быть истцом по гражданскому делу. Поэтому доводы Миримской о том, что это месть за что-то, высосаны из пальца и не вызывают даже желания это комментировать».
Багатурия заявил, что следователь Юрий Носов на протяжении трех лет «фальсифицировал дело о совершении особо тяжкого преступления, которое было возбуждено в отношении заведомо невиновных лиц», в том числе его клиента Николая Смирнова, генетического отца девочки. «Он по этой причине длительное время находился за пределами России, в его адрес поступали угрозы физической расправы со стороны Миримской с требованием прекратить борьбу [за дочь]. Мы не считаем, что нужно верить в очередные сказки Миримской», — сказал адвокат. Он назвал слова Миримской «провокацией, направленной на придание себе статуса жертвы», и добавил, что в рамках «незаконно возбужденного уголовного дела несколько человек провели кто под стражей, а кто под домашним арестом по два года».
«Когда же два генпрокурора — вначале Юрий Чайка, а потом Игорь Краснов — последовательно сказали, что там нет состава преступления, естественно, это дело рассыпалось», — продолжил адвокат.
В свою очередь на заявление своего процессуального оппонента о том, что Ольга Миримская является «не матерью, а генетической бабушкой» ребенка, Александр Чернов ответил так:
В 2015 году Ольга Миримская, по версии журнала Forbes, входила в список 50 богатейших женщин России с состоянием 100 млн долларов. Журнал поместил ее на 22-ю строчку.