Кто ставит препоны процессу признания «Спутника V»?
Действительно ли процесс признания «Спутника» так уж политически мотивирован или российские органы сами до сих пор не предоставили в нужной форме всю информацию для сертификации? И так ли уж важно сейчас официальное признание «Спутника V»?
Читать на полной версииЗачем нужно признание российской вакцины? Москва не предоставила часть информации для сертификации российской антиковидной вакцины «Спутник V» Всемирной организацией здравоохранения из-за разночтений в стандартах, заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Ранее неоднократно заявлялось, что во всем мире «специально» не хотят ее признавать — чуть ли не из политических мотивов. Теперь выясняется, что это не совсем так. Но столь ли нужно теперь выполнение всех этих бюрократических процедур?
Еще в начале октября министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко после встречи с генеральным директором ВОЗ Тедросом Гебрейесусом заявил, что все препятствия для регистрации «Спутника V» Всемирной организацией устранены. Однако уже в конце того же месяца директор института имени Гамалеи Александр Гинцбург сказал: хотя прививочная кампания показала, что «Спутник V» блестяще справляется с защитой от широкого коронавируса, чиновники европейского EMA и отчасти ВОЗ «не хотят этого видеть». Однако претензии у регуляторов совершенно конкретные. Причем нормы ВОЗ мягче, а нормы EMA — жестче. Комментирует генеральный директор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк:
Сергей Шуляк генеральный директор аналитического агентства DSM Group «ВОЗ действительно говорит, что какую-то часть документов не предоставили. Судя по всему, неправильно собирали данные по исследованиям, неправильно оформили, и в результате, ссылаясь на политику, не хотят этим заниматься. Речь уже идет об испытании, о результатах клиники, о протоколах проведения, регистрации результатов. Достаточно сложный процесс, но выполнимый. И выполняли сотни раз, такие документы заполняли. А здесь, видимо, что-то упустили изначально, потом уже почему-то не спешат их исправлять, хотя все это реально и возможно».
Сегодня надеяться на выход российской вакцины на рынки развитых стран уже явно не приходится. Время безвозвратно утеряно, и место занято. Однако то, что происходит, должно стать хорошим уроком для российских производителей и регуляторов на будущее. Выполнение более жестких европейских правил практического значения уже не имеет. А вот долгожданное признание «Спутника» на уровне ВОЗ как минимум упростит жизнь многим жителям России, отмечает генеральный директор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп» Николай Крючков:
Николай Крючков генеральный директор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп» «Признание препаратов на уровне ВОЗ, включение препаратов в список препаратов для экстренного применения при ковиде, мягко говоря, подзадержалось. Ожидалось, что в сентябре процесс будет завершен, и параллельно идет процесс предварительных предрегистрационных консультаций на уровне Европейского агентства по лекарственным средствам. Там ситуация еще хуже, чем с ВОЗ. И речь идет не о регистрации препарата в Европе и США, а о признании российских вакцинных сертификатов на территории ЕС и на территории США».
Одни из главных претензий ВОЗ к «Спутнику» состоят не к эффективности вакцины как к таковой, а к стабильности качества ее производства. Если раньше были прогнозы, что эта вакцина будет признана в начале сентября, то теперь самые оптимистические прогнозы говорят о первой половине следующего года. Ориентировочно в конце января инспекция ВОЗ должна посетить Россию и еще месяц-полтора уйдет на окончательное оформление документов. В мае ВОЗ утвердила применение вакцины от китайского производителя Sinopharm. Осенью — второй китайской вакцины — CoronaVac от компании Sinovac и индийской Covaxin от Bharat Biotech. Все они, по мнению специалистов, менее эффективны, чем российский «Спутник». Но, очевидно, индийцы и китайцы куда лучше умеют соблюдать требования международной санитарной бюрократии, чем россияне.