«Как аборигены за бусы»: Набиуллина раскритиковала передачу данных экосистемам
По мнению главы ЦБ, ради удобства пользователи готовы отдать IT-гигантам нечто «несоизмеримо более ценное» — персональную информацию. В чем заключается роль экосистем в России и каков зарубежный опыт их укрощения?
Читать на полной версииЭльвира Набиуллина сравнила продажу личных данных клиентов экосистем со сделками аборигенов. «Возможно, мы сейчас находимся в ситуации, когда, как аборигены за бусы, готовы продать что-то несоизмеримо более ценное — свои данные, и с этими данными — право выбора», — сказала она, будучи модератором дискуссии на форуме Finopolis.
Как считает глава Центробанка, с одной стороны, это позволяет бизнесу предлагать клиентам лучшее, а с другой — может привести к повышению цен и монополизму. В дискуссии среди прочих участвовал президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин. Буквально на прошлой неделе он будто предвосхитил комментарии Набиуллиной в интервью Business FM.
Комментарии Набиуллиной прозвучали на фоне разработки Центробанком норм регулирования цифровых экосистем в России. Правила, которые затронут в первую очередь проекты банков, должны предотвратить появление «сверхмощных экосистем» и ограничить слишком агрессивных участников рынка, чтобы игроки не перевложились в непрофильные активы.
Требуются ли для экосистем особые правила? Комментирует директор региональной сети «БКС Мир инвестиций» по работе с состоятельными клиентами Григорий Сосновский:
Григорий Сосновский директор региональной сети «БКС Мир инвестиций» по работе с состоятельными клиентами «Мне кажется, это абсолютная история прогресса: люди всегда будут стремиться к тому, что удобно. Экосистема выглядит как цифровое и единое окно для решения всех вопросов. Как от этого отказываться — я не знаю, а самое главное — зачем? Можно, конечно, и свет погасить, и при лучинах сидеть — пожалуйста, каждый сам может себе устраивать свою жизнь так, как считает нужным, но глобально мы идем к экономике индивидуального предложения. Это очень удобно: и со стороны потребителя удобно, и со стороны предлагающей компании тоже удобная система зарабатывания денег. Такая система win-win, в которой все выигрывают, зачем от нее отказываться? Вопрос монополизма — это действительно вопрос капиталистической экономики, который всегда ярко стоит. Есть экосистема или нет экосистемы, монополиям ничто не мешало возникать до этого. Есть способы их регулирования, они отлажены. Поэтому к монополиям, которые возникнут на базе экосистем, нужно применять те же самые принятые в обществе экономические правила и все».
Наибольшим опытом по укрощению экосистем сегодня обладает Китай. «Закручивание гаек» началось с прошлой осени, когда Пекин заблокировал IPO Ant Group Джека Ма, позднее китайских гигантов обязали выделить свои финтех-подразделения и перерегистрировать их как финансовые холдинги, а Tencent и другим IT-компаниям запретили блокировать ссылки на конкурентов. О причинах давления рассуждает в эфире Bloomberg директор Аспенского форума по безопасности Аня Мэньюэл:
В США и Евросоюзе экосистемы существуют, но в заметно меньших масштабах, чем в Китае или России. Аналогом «Яндекса» можно назвать Amazon — компания Джеффа Безоса захватывает ретейл и IT, но менее активна в плане финтеха. Явные подобия Сбербанка на Западе выделить сложно — попытка Facebook выйти в финтех за счет создания собственной криптовалюты была пресечена американскими регуляторами. Хотя в целом свои личные данные уже давно продает весь мир — будь то за бусы или другие товары и услуги.