Дмитрий Песков сравнил отношения России и США с «авгиевыми конюшнями». Реплики пресс-секретаря Кремля прозвучали за день до переговоров Владимира Путина и Джо Байдена. «Мы имеем такие огромные авгиевы конюшни в наших двусторонних отношениях, что расчистить их за несколько часов вряд ли возможно», — заявил чиновник в интервью Первому каналу. При этом Песков выразил надежду, что лидерам удастся хотя бы донести друг до друга, что беспокоит каждую из сторон.

Долгая череда статей крупных западных изданий об угрозе российского вторжения на Украину чем-то напоминает информационную артподготовку. Началось все в ноябре со сравнительно мягких заявлений на уровне НАТО и США — чиновники констатировали усиление присутствия российских сил у границы, но о каких-то операциях не было и речи. Затем, в середине ноября и вскоре после визита в Москву директора ЦРУ Уильяма Бернса, громкие материалы, неизменно со ссылкой на источники, начали выходить в СМИ — и с тех пор американские журналисты чуть ли не раз в неделю публикуют новые разведданные.

Больше всех об этом писало Bloomberg. Во влиятельном агентстве успели рассказать и о связи между датой вторжения и температурой на Украине (не раньше января, потому что распутица), и о передислокации по всей России «вплоть до Камчатки» (потому что сил не хватает). Недавно подключились и европейские СМИ. На выходных Financial Times сообщила, что Евросоюз готов действовать с США единым фронтом, а немецкий Bild рассказал о «плане максимум», по которому Россия хочет захватить чуть ли не две трети Украины. Как появляются такие публикации и могут ли утечки быть координированными? Рассуждает американист, журналист Михаил Таратута:

Михаил Таратута журналист «Исключить это точно нельзя. Мы помним, что там творилось, когда сфабриковали обвинение Трампа в сговоре с Путиным, который якобы помог ему на выборах. Я уже не говорю об этой знаменитой пробирке. Все возможно. Вообще, у каждого ведомства есть журналисты, которые общаются с этим ведомством, и у них есть сливы. Это может быть и Пентагон, и ЦРУ, это может быть Белый дом — самые разные ведомства. Нельзя исключить, что это действительно срежиссированная история, похожая на усиление переговорных позиций на встрече с Путиным. Это когда повышаются ставки, чтобы, может быть, немного пойти назад во время переговоров».

Любопытно, что позиция Украины в утечках если и фигурировала, то скорее постольку-поскольку. Украинский президент Владимир Зеленский, рассказывая о запланированном на 1 декабря госперевороте, который в итоге не состоялся, о гипотетическом вторжении РФ почти не упоминал.

После каждой из публикаций Bloomberg и других изданий Москва категорически отрицала наличие планов вторжения. Как выразился в понедельник Дмитрий Песков, все это «целенаправленные сливы» и «многочисленные утки».

Каким может быть развитие событий? Комментирует гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:

Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Все зависит от того, что будет происходить дальше, в частности на российско-украинской границе. Если ничего не будет происходить, то, наверное, этот хайп постепенно рассосется. Могу напомнить, что весной этого года тоже говорили о концентрации российских войск и о неизбежности военного конфликта. Но потом все это как-то постепенно устаканилось, успокоилось. И в итоге в течение полугода никто об этом даже и не вспоминал».

Последним залпом инфоподготовки к переговорам Путина и Байдена во вторник стала статья CNN. По данным источников телеканала, в случае вторжения Вашингтон и союзники готовы применить в отношении России целый ряд суровых экономических мер: от санкций в отношении суверенного долга, российских энергетических гигантов и окружения российского президента до «ядерной опции» — отключения России от системы SWIFT. Правда, в Вашингтоне опасаются, что в ответ Россия применит не менее жесткие меры — вплоть до прекращения поставок энергоресурсов в Европу.

Ближе к ночи стало известно, что Пентагон провел совещание по ситуации на российско-украинской границе. В ведомстве рассчитывают, что все удастся урегулировать дипломатическим путем.