В Москве наконец открылся Дом культуры ГЭС-2
В первом сезоне его работы, помимо нескольких выставок, обещают ежедневные съемки сериала «Санта-Барбара», много кинопоказов и даже ночные рейвы
Читать на полной версииВ пятницу прошло громкое светское открытие. Лично присутствовал главный инвестор проекта — президент фонда V-A-C миллиардер Леонид Михельсон. Приехал весь художественный и театральный бомонд.
Гости с экзотическими коктейлями в руках изучали выставки и само здание. Стеклянная кровля, гигантские синие трубы внутри и снаружи, металлические балки, которые отреставрировали под личным руководством известного архитектора Ренцо Пияно. Директор Театра на Малой Бронной Елена Мироненко была на этой стройке три года назад:
Елена Мироненко директор Театра на Малой Бронной «Откладывали со всей пандемийной ситуацией открытие. Это по-настоящему превратилось в сериал «Санта-Барбара» — не зря он здесь. Такие реконструкции объектов из промышленных в общественные всегда очень значимы. Меня сейчас пока волнует вопрос акустики: как будет такое открытое пространство справляться с театральными и концертными мероприятиями. Что мы здесь как Театр на Бронной, например, сможем показать?»
Акустику вскоре проверила группа «Мумий Тролль». Начали с песни «Карнавала.нет». Цитата из нее — «Я моторы гондолы разбираю на части» — стала названием одного из выставочных проектов. Главный куратор первого сезона — исландский художник Рагнар Кьяртанссон. До середины марта он переснимет тут сериал «Санта-Барбара». Поучаствовать смогут все гости ГЭС-2. Почему решили начать с этого проекта, объясняет гендиректор фонда V-A-C Тереза Мавика:
Тереза Мавика гендиректор фонда V-A-C «Фонд с самого рождения, с 2009 года, занимается российским современным искусством. Оно родилось как раз в 90-е, когда страна, культурные схемы изменились. «Санта-Барбара» — это некая дата рождения нового современного искусства в этой стране. Поэтому мы ссылаемся к тому времени, когда догма ушла, художники начали себя пробовать в разных ролях. Сегодня хотим просто задать такой вопрос посетителям: а что случилось на протяжении этих 30 лет, что осталось у нас с того времени?»
Многие признавались: пока впечатление от самой площадки затмевает представленные произведения искусства. Это неудивительно, считает литературный критик Анна Наринская. Она сама — куратор выставок со стажем:
Анна Наринская литературный критик «Пространство просто ошеломительное. Впечатление от здания будет всегда больше, если только здесь не повесят Рафаэля. Но, насколько я понимаю, сейчас ГЭС-2 объявили, что они Дом культуры, что здесь будет множество каких-то мастер-классов, каких-то программ, — меня это очень радует. Я считаю, что просветительская функция музея в контексте России становится все важнее и важнее».
Художники делились идеями проектов, которые можно осуществить в ГЭС-2. Кирилл Серебренников планирует создать там некий арт-объект. Детали не раскрывает. В пятницу вечером Серебренников был народным экскурсоводом, водил друзей по экспозиции:
— Надеюсь, это будет работать очень долго и какие-то поколения молодых ребят будут воспринимать это не как чудо, а как совершенно естественный фрагмент и часть ландшафта.
— Как «Гоголь-центр», у меня даже возникло похожее ощущение от посещения.
— Когда-то для всех это было «ой, что это?» Одни им пугали детей, другие, наоборот, туда рвались и не могли попасть, а потом это стало частью культурного ландшафта. И если б сюда привезли «Джоконду» или, наоборот, Кифер сделал бы тут свою персоналку, это все равно бы проиграло в чем-то факту открытия этой институции. Как в случае с «Гоголь-центром», про который вы спросили, важен не спектакль, важно место. Потом, конечно, все будут ходить на эту выставку, на ту выставку. Но наличие этого места с мощнейшим обаянием важнее всего.
Теперь ГЭС-2 могут бесплатно посетить все желающие. Правда, пока надо предварительно регистрироваться на сайте ГЭС-2: желающих очень много.