Сначала был шторм, а потом вступил в силу закон. Сегодня в рубрике «Бизнес говорит» история компании, которая безуспешно пыталась отправить на экспорт удобрения.

Николай — представитель международной логистической компании. В ноябре она должна была отправить из порта в Новороссийске два контейнера с азотными удобрениями. Разрешение на вывоз таможня дала. Но вмешалась погода, ноябрь был очень ветреный, из-за шторма суда не вышли вовремя. Наступило 1 декабря. А с этой даты российское правительство на полгода ограничило экспорт удобрений. И получилась так, что хоть и разрешение было получено раньше, но из-за вступившего в силу распоряжения властей отправить эти грузы невозможно, и от таможни пришло указание разгружаться, рассказывает Николай:

«Был очень ветреный ноябрь — все расписания сбились, все пароходы задержались. Получается, контейнеры должны были до ограничения уйти. Но пароходы не смогли уйти, потому что были волны до пяти метров. Они стояли три дня у причалов с погруженными контейнерами. И тут за несколько часов до наступления 1 декабря таможня всех обрадовала таким сюрпризом, что, ребята, раз не успели уйти — давайте выгружайте».

Николай предоставил Business FM копию письма от таможни, где есть ссылка на постановление правительства. А там в подпункте Б пункта 6 сказано, что убытие из страны товара, то есть азотных удобрений, можно допускать только при наличии лицензии Минпромторга. И, наверное, решение властей об ограничении экспорта имеет смысл. Дело в том, что мировые цены на удобрения взлетели. Взрывной рост начался в сентябре, когда в свою очередь взлетели мировые цены на газ, а это сырье для производства удобрений. Плюс к этому высокий спрос во всем мире со стороны аграриев. Цены обновили многолетние максимумы, а по сравнению с летом они выросли больше чем в два раза.

На стоимость удобрений как на один из факторов инфляции уже не раз обращал внимание Владимир Путин. Например, 30 ноября на форуме «Россия зовет!» он напомнил, что кратный рост цен связан с энергетическом кризисом. А до этого замечал, что наши внутренние цены в несколько раз ниже, чем европейские, и у производителей есть огромное желание отправить удобрения на премиальные рынки. Но как быть тем, кто получил законное разрешение на вывоз, а из-за погоды и трактовки закона их грузы застряли? Продолжает Николай:

«Вот эти грузы, которые сейчас не уплывут, их выгрузят. Они теперь будут ждать, когда получат эту лицензию. Нужно будет платить за хранение. У кого-то может контракт сорваться, потому что они в определенный срок, по которому должны были по аккредитиву поставить товар, то есть отгрузить его, не отгрузили его. Здесь у нас законодательная власть немножко находится далеко от власти на местах. Они не понимают именно технологии процесса. Они, когда издают подобный указ, они его не уточняют».

Если бы власти прописали более четкие инструкции, то таких ситуаций, вероятно, не было бы. И если у компании Николая застряли два контейнера в Новороссийске, то всего на двух упомянутых судах находятся 22 контейнера с азотными удобрениями, которые нельзя вывозить. А чтобы разгрузить, нужно сначала снять с пароходов другие, разрешенные к вывозу грузы, под которыми лежат контейнеры с удобрениями. А потом погрузить назад и, наконец, отправить корабли в путь, что тоже стоит дополнительных денег. Этот процесс немного напоминает игру в тетрис. А ко всей ситуации лучше всего подходит определение «идеальный шторм».