Из-за урагана 30 ноября в музее-заповеднике «Спасское-Лутовиново», что в Орловской области, погиб знаменитый Тургеневский дуб. Писатель посадил его 198 лет назад, предположительно, во время одного из приездов в родовое имение в подростковом возрасте.

Шквалистый ветер буквально вырвал 30-метровое дерево с корнем. На сайте музея-заповедника событие называют «настоящей трагедией»: «Люди приезжали из самых дальних уголков России и мира, чтобы постоять под его кроной и поклониться ему — по завету Тургенева».

Дуб в музее называют реликвией, он был включен в реестр старовозрастных деревьев. В этом году его признали главным деревом страны, а в следующем Тургеневский дуб должен был участвовать в конкурсе «Европейское дерево года».

Неужели нельзя было как-то защитить дерево, если синоптики заранее предупреждали об урагане? Business FM спросила об этом директора музея-заповедника Тургенева Сергея Ступина.

— Это одна из главных достопримечательностей, и вообще это символ Спасского, потому что Иван Сергеевич незадолго до кончины писал: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, Родине поклонитесь». К сожалению, теперь дом есть, сад есть, Родина есть, а дуба — нет. Для нас это огромная трагедия, и, честно говоря, мы восприняли это как кончину человека. Вчера был сильнейший ураган, он прошел буквально в течение часа, повалил более 20 деревьев в парке, и в 15:30 он еще и вырвал с корнем дуб. Дело в том, что в этом году дуб участвовал в национальном конкурсе «Дерево года» и стал победителем. Он ушел из жизни победителем. Мы сейчас думаем о том, как увековечить память Тургеневского дуба.

— Но пока он еще на месте лежит?

— Да, он сейчас лежит, мы будем актировать. Но как увековечить, естественно, будем обсуждать с общественностью, будем консультироваться с министерством культуры, но это надо делать обязательно. Мы должны были участвовать в 2022 году в конкурсе «Европейское дерево года» и представлять Россию. Сейчас мы обсуждаем с организаторами возможность памяти дерева участвовать в конкурсе.

— Учитывая такую важность этого дерева, была ли возможность его как-то укрепить ввиду прогнозов синоптиков?

— Дело в том, что дерево обследовали год назад, и заключение было, что он здоров. Но ураган был настолько мгновенен, что в тот момент невозможно было поставить защиту, все произошло буквально в течение часа. Это стихия. Вчера произошло стихийное бедствие.

Музей опубликовал фотографию погибшего дерева. Business FM попросила ее прокомментировать специалиста Российского центра защиты леса Романа Глебова.

Роман Глебов специалист Российского центра защиты леса «Дуб был обречен, по фото это видно на 100%. Проводили обследование, скорее всего, визуально, снаружи что увидишь. У него корневая система вся гнилая, поэтому, даже если бы он стоял на растяжках, он бы либо погиб стоя, либо упал бы все равно. Вот еще было бы интересно посмотреть гидрологический режим, потому что он не просто так сгнил. Скорее всего, там было подтопление. То есть подтопление ослабило корневую систему и в целом состояние дерева, плюс, может быть, в какие-то годы было механическое повреждение ствола, туда проникли грибные споры, ну и развилась внутренняя гниль. Я на 99% допускаю, что оно все-таки имело гниль внутри, потому что корневая система у здорового дуба довольно мощная, и они противостоят сильным ураганным ветрам довольно спокойно. 200 лет дереву, для дуба это в принципе уже возраст солидный. Он, конечно, живет намного дольше, тем более в Орловской области, но тем не менее это возраст солидный, и очень высока вероятность, что внутри древесины, ствола и корневой системы уже имелись какие-то гнили. Здоровому дереву ураган не страшен. Как можно этого избежать? В Петербурге очень много старинных дубов сохраняются путем инструментального обследования и применения различных сохранных способов, там различные растяжки, кронирование, убирают различные части кроны, которые могут увеличивать парусность дерева. В том числе идет обработка дупел, которые имеются на дубах».

У Тургеневского дуба есть фонд саженцев-потомков, и музей планирует в память о дереве посадить новое.