По данным консалтинговой компании Capgemini, численность миллионеров в мире возросла с 19,6 млн до 20,8 млн, а их активы в совокупности выросли на 7,6% — до 79,6 трлн долларов. В России количество долларовых миллионеров, по оценкам Capgemini, за год выросло на 1,2%, до 218 тысяч человек.

Так кто же они — новые миллионеры? Сколько им лет, на чем они заработали свои миллионы и во что теперь их инвестируют? Об этом рассказал глава Tinkoff Private Илья Опренко.

Илья Опренко глава Tinkoff Private Если вы посмотрите на первую двадцатку Forbes, то увидите, что десятилетиями там одни и те же имена, которые тасовались между собой. Однако буквально в прошлом году впервые в этом списке появились новые имена.

Портрет нового российского миллионера примерно таков: в основном это мужчины (85% наиболее состоятельных клиентов «Тинькофф» — это мужчины, 15% — женщины). Средний возраст нашего клиента — миллионера — 41 год. И в основном это представители так называемой новой экономики — выходцы из технологических секторов экономики, сервисных секторов экономики, медиа (включая селебрити, инфлюенсеров). Это целая плеяда новых людей, но, наверное, большая часть из них приходят из технологического сектора.

Это влияет и на то, как новые миллионеры относятся к своим деньгам и к миру в целом. Во многом они придерживаются других идеалов, других ценностей, в том числе и в вопросах инвестирования.

Миллионеры новой экономики куда меньше внимания уделяют каким-то luxury-форматам и брендам. Они меньше инвестируют в физические активы, и наличие неких активов, которые имеют физическое выражение, не имеет для них безусловной ценности.

Я в своей практике встречал немало миллионеров с состоянием в несколько десятков миллионов долларов, у которых не было собственной квартиры. Для них это не абсолютная ценность, они могут обходиться без машины, без инвестиций в недвижимость и так далее. Большая часть их активов сосредоточена в ликвидном капитале, и для них это норма.

Их поведенческая модель подвержена влиянию постоянных перемещений. Они — граждане мира, которые чувствуют себя частью глобального рынка, в отличие от их отцов и предыдущего поколения капиталистов. Они много путешествуют, часто работают на международных рынках, соответственно, это предъявляет определенные требования и к нашей работе.

Нужно отметить еще один момент: мы наблюдаем растущий уровень эмпатии и осознанности у молодых миллионеров. Для них важно, во что они инвестируют, и то, какой социальный эффект это имеет. Они больше внимания уделяют благотворительности и филантропическим проектам. Отсюда запрос на импакт-инвестиции, которые несут положительный эффект для общества, запрос на ESG-повестку. Эти требования новые миллионеры предъявляют и к рынкам, и к нам как к private banking.

Место рождения тоже накладывает определенный отпечаток на поведение новых миллионеров. В Европе это, как правило, люди, получившие капитал от своих родителей, которые в свое время тоже унаследовали состояние. И там развита культура инвестирования. В России, как и в ряде других развивающихся стран, гораздо больше self-made миллионеров. Да, они быстро учатся, в том числе и обращаться с деньгами, но все же больше склонны к риску и по сравнению с молодыми миллионерами Европы, США и Японии, и по сравнению со своими более возрастными соотечественниками.

Молодые люди склонны к большему риску. По мере продвижения к пенсионному возрасту аппетит к риску снижается. Тем не менее некоторые тенденции можно выявить. Например, в портфелях текущих миллионеров много технологических компаний. Если говорить про классы активов, то там много акций. Эти люди активно инвестируют в венчурные сделки и в целом готовы брать больше риска.

При этом есть исключения — вторая когорта новых миллионеров, которые сформировали капитал через продажу акций своей компании или продажу бизнеса. Их профиль несколько другой. Они готовы брать риски в бизнесе, но при этом используют банки для того, чтобы сформировать некую инвестиционную кубышку, которая служит совершенно другим целям: долгосрочному накоплению, обеспечению некого уровня жизни, к которому они все привыкли.

Молодые миллионеры, сделавшие свое состояние на успешном стартапе, часто думают, что это далеко не последний их прорыв и они еще успеют создать и продать много бизнесов. Но по-настоящему крупных сделок, как правило, много не бывает, и очень важно сохранить и преумножить результат своего главного прорыва. Некоторым это приходится объяснять. Еще чаще грамотное сопровождение в мире инвестиций и wealth management требуется спортсменам и представителям шоу-бизнеса.

В английском языке есть такое выражение — easy come, easy go. Это, наверное, та фраза, которой можно охарактеризовать их подход к инвестициям, к сожалению. Я бы, наверное, объединил два сегмента — это профессиональные спортсмены и селебрити. И там, и там есть паттерны, которым они следуют.

Первый — большие деньги приходят быстро и в течение какого-то ограниченного времени. В случае с профессиональными спортсменами это срок их профессиональной карьеры, а в случае с селебрити — более короткий срок. Два-три года, пока они находятся на пике славы и получают капитал.

Из того, что я вижу, к сожалению, у них пока нет некой нужной финансовой грамотности. Наша задача как профессионалов заключается в том, чтобы помочь пройти через этот пик, пронести капитал через всю жизнь, а в идеале — передать его и следующим поколениям. И мы с группой инфлюенсеров, профессиональных спортсменов и селебрити активно работаем и взаимодействуем.

Типичный инвестор Tinkoff Private, имеющий на брокерском счете 30-100 млн рублей, — это мужчина среднего возраста, руководитель или владелец бизнеса. Таковы основные черты портрета нового миллионера, составленного ранее «Тинькофф Инвестициями». Примечательно, что молодежи и женщин среди них появляется все больше. Больше всего миллионеров оказалось среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края.