«Перекресток» выступил против индексации арендных ставок, а ТЦ пожаловались на снижение трафика
Ретейлер потребовал, чтобы индексацию отменили торговые центры: он ссылается на плохие продажи из-за пандемии. Однако ТЦ есть что возразить
Читать на полной версии«Перекресток» потребовал от владельцев ТЦ отменить индексацию арендных ставок. Соответствующее письмо директор по развитию ретейлера Роман Шохин направил в торговые центры, где работают магазины сети, пишет «Коммерсантъ». Розничная компания ссылается на ухудшающиеся из-за пандемии перспективы офлайн-магазинов, хотя продуктовые магазины не закрываются в локдаун.
В публикации говорится, что, по мнению экспертов, причиной ультиматума мог стать обсуждаемый сейчас властями законопроект об обязательном введении QR-кодов в общественных местах. Они допускают, что этому примеру последуют другие крупные сети.
Вот что говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров:
Михаил Бурмистров генеральный директор «Infoline-аналитики» «Все-таки торговые центры — ключевая точка трафика. Есть понимание того, что ежегодный подход к индексации уже, можно сказать, себя изжил и сейчас будет происходить серьезная трансформация. Понятно, что для некоторых небольших ретейлеров продовольственного сегмента, которые не являются якорными арендаторами, эта ситуация вполне может сохраниться, и в этом есть определенная логика, потому что якорные арендаторы формируют трафик торговых центров, а они этим трафиком пользуются. Но что касается якорных арендаторов, очевидно, что уже сейчас есть понимание: они и в сегменте FMCG (Fast Moving Consumer Goods — товары повседневного спроса. — Business FM) и сегменте non-food (непродовольственных товаров. — Business FM) будут стараться уходить от индексации. При этом торговые центры тоже логично возражают, что их доходы не увеличиваются, а расходы, может быть, даже растут, потому что растет заработная плата персонала, растет налоговая нагрузка и так далее. Но здесь, наверное, объективная реальность предполагает, что в том числе торговые центры будут работать немножко на других уровнях с точки зрения маржинальности в какой-то степени, они привыкли. Ну и, конечно, надо понимать, что ситуация не будет равномерной, то есть крупные торговые центры, «Мега» например, в любом случае будут оставаться очень привлекательными. И несмотря на то, что трафик там тоже, может быть, не растет, их доля в общем объеме трафика будет увеличиваться, а наиболее сильно, конечно, будут проседать торговые центры среднего сегмента».
Арендные ставки в стрит-ретейле повсеместно даже уже не замораживают, а снижают. Теперь, видимо, очередь дошла и до ТЦ, отметил генеральный директор торговой сети «Магнолия» Владислав Зуб.
Владислав Зуб генеральный директор торговой сети «Магнолия» «В последние два года арендные ставки на весь стрит-ретейл снижаются довольно сильно, это касается не только пострадавшего помещения, занятого общепитом, кафе, ресторанами, но и традиционной торговли, в том числе продуктов питания. По крайней мере в Москве [сказывается] эффект от того, что люди на выходные стали активно уезжать в Подмосковье, эффект от онлайн-работы, онлайн-образования. Люди меньше выходят на улицу. А еще — онлайн-торговля. Традиционный стрит-ретейл все больше и больше ощущает это на себе. Мы в последние полтора года индексацию практически ни в какие договоры аренды не закладываем, и, более того, в большинстве соглашений арендная плата снизилась, потому что торговать при доковидных арендных платежах было бы убыточно — вплоть до того, что либо арендодатель понижает арендную плату, либо мы собираемся и уходим. В 95% случаев мы находим общий язык с арендодателем, и арендная плата уменьшается. Торговые центры испытывают такое же давление, и трафик торговых центров, я так подозреваю, снизился. И, конечно, магазины, супермаркеты и гипермаркеты в торговых центрах тоже теряют покупателя, поэтому здесь речь идет не о том, что надо замораживать размер арендной платы, а во многих случаях его надо просто понижать, потому что иначе ретейлер будет работать себе в убыток. Я думаю, что и торговые центры, и сами их владельцы сильно закредитованы, и здесь сложная ситуация для экономики в целом».
В свою очередь владельцы ТЦ пожаловались, что сами находятся в тяжелом положении из-за снижения трафика на 60-80% после локдаунов и вводимых в регионах ограничений на вход по QR-кодам. Опрошенные изданием участники рынка пояснили, что в отсутствие должной господдержки ТЦ вынуждены увеличивать арендную плату, перекладывая часть рисков на арендаторов.