Обновлено в 13:50

В России нового африканского штамма ковида «омикрон» пока не выявлено, заявил Роспотребнадзор. Однако авиасообщение с рядом стран Южной Африки Россия тем не менее приостановила.

В разной степени полеты в и из ЮАР ограничили также США, ЕС, Великобритания, Израиль и другие. Десятки стран занесли ЮАР в черный список, с тех пор как южноафриканские ученые выявили новый штамм коронавируса. На «омикрон» там приходится 30% заражений, хотя еще две недели назад был только 1%, растет и число госпитализаций. Правда, связано ли ухудшение эпидситуации в ЮАР именно с новым штаммом, пока неясно, отметили в ВОЗ.

Местные вакцинологи заявили Al Jazeera, что мир «наивен», «полагая, что может остановить распространение «омикрона» с помощью закрытия юга Африки». Однако медики отмечают, что в ЮАР заболевают многие уже переболевшие ковидом.

Президент ЮАР в свою очередь призвал срочно отменить транспортный бойкот своей страны. По его мнению, истерия вокруг нового штамма не подтверждена научными данными и является дискриминацией.

Ограничения на поездки в ЮАР раскритиковал и региональный директор ВОЗ в Африке. Он призвал страны соблюдать научные и международные правила здравоохранения. Из-за ограничения авиасообщения в Африке застряли многие туристы. Business FM поговорила с жителем Оренбурга Алексеем Алексеевым, который застрял в Кейптауне.

— Я с 3 ноября в Кейптауне, вот 6 декабря должен был улетать обратно, «Турецкие авиалинии» рейс отменили. Вчера пришла информация, мы сами позвонили на горячую линию, и представители «Турецких авиалиний» мне сказали, что рейс отменен, но сегодня должны им еще раз перезвонить. Они обещали два варианта: либо возврат денег в будущем, либо, сказали, предложат какой-то из вариантов улететь из другой африканской страны, если у них там есть рейсы. Соответственно, до этой африканской другой страны уже долететь должны будем мы сами.

— А где вы сейчас физически находитесь?

— В Кейптауне, в отеле.

— Я слышал, что вы собирались в консульство пойти.

— Я думаю, надо, да, хотя бы выяснить какие-то рекомендации, послушать от них хотя бы, может, какой-то рейс рекомендованный, потому что непонятно. Есть какие-то рейсы, билеты на которые еще можно купить, но непонятно, будут ли они вывозить в итоге, не застрянешь ли на полпути, потому что с двумя пересадками, возможно, просто где-то остановят и не пустят дальше, поэтому хотя бы какие-то рекомендации, может быть, они дадут, может, что-то по вывозному рейсу. Непонятно, в продаже есть билеты, например, на «Эфиопские авиалинии». По-моему, встречается Lufthansa с двумя пересадками, и непонятно, не остановится ли самолет на полпути или, может быть, не пустят куда-то, и все, будешь сидеть в Эфиопии, или в Афинах, или в Германии. Здесь безвизовый режим 90 дней, поэтому два месяца можно здесь спокойно находиться в крайнем случае. В плане работы у меня свободный график, я могу позволить себе какое-то время здесь побыть.

— По вашим ощущениям, как много людей, которые не могут покинуть ЮАР?

— Я думаю, что человек 300 должно быть, но не могу точно сказать, я думаю, что, может, и больше.

— Какова вообще обстановка в ЮАР?

— Абсолютно все спокойно, меры принимаются определенные, тут везде в масках, в любой магазин заходишь, там обязательно тебе обработают руки, в магазин, кафе, ресторан, неважно. Но новых мер нет.

По словам жительницы Петербурга Татьяны, из ЮАР не могут сейчас выехать около двух-трех тысяч российских туристов.

«У нас короткая поездка, на семь дней, только Кейптаун, мы прилетели, и через два дня вылеты закрыли. Вчера вечером Turkish Airlines нам просто прислали отмену, написали, что вы можете либо поменять на другое направление, либо получить деньги, соответственно, непонятно, когда они придут. Люди начали скупать билеты, кого-то ссаживали, кого-то не ссаживали с рейсов, потому что русских здесь очень много, и только двумя линиями сейчас можно улететь. Это нужно лететь через Эфиопию, где, соответственно, военное положение, людям надо делать длительные перелеты около 40 часов, около четырех пересадок, билеты сейчас стоят очень дорого, от 100-150 тысяч рублей, потому что остался уже бизнес-класс и далекие даты. Я спросила в МИД, что они порекомендуют, они мне сказали, поспрашивайте у своих. Мы уже не возвращаемся в срок, я боюсь, что будет потом, а русских здесь очень много, и сейчас все объединяются. Мне кажется, что количество больше тысячи точно, это только здесь, в Кейптауне, а еще непонятно, сколько в Йоханнесбурге и по всей Африке, я думаю, что здесь, может быть, две или три тысячи туристов застряли».

В Израиле правительство поручило спецслужбам отслеживать зараженных новым штаммом по геолокации их телефонов. Наблюдать за заболевшими другими штаммами не будут. Мера будет действовать до полуночи 2 декабря, говорит израильский журналист Сергей Ауслендер.

— Наблюдение поручено ШАБАК, службе общей безопасности, потому что у нее есть технические средства отслеживать геолокацию и биллинг телефонов.

— Речь просто о заразившихся?

— Да-да, только за ними, больше ни за кем. Задача — отследить контакты прежде всего, потому что на сегодняшний день, насколько я знаю, на четверых заразившихся один подтвержденный, а трое подозреваются в том, что они заражены [этим штаммом]. Вот выявлено около 800 контактных лиц, соответственно, сейчас надо будет уже отслеживать и их тоже. Подобная история была еще в первую-вторую волны, когда ШАБАК уже поручили отслеживать тех, кто находится в изоляции. Да, тут были большие споры, юристы, правозащитники, одни были за, другие против, но правительство разрешило это делать на ограниченный срок, тогда, насколько я помню, им разрешили отслеживать в течение 30 дней. После этого разрешение продлили, а потом отменили, слежка прекратилась. Я так понимаю, есть подозрения, что «омикрон» гораздо заразнее, чем даже «дельта», поэтому сейчас главная задача — эти цепочки отследить, разорвать. Все понимают, что мера чрезвычайна, но и ситуация чрезвычайная, и она таких мер требует. Народ к этому относится с пониманием, но мы в такой стране живем, у нас тут все вечно чрезвычайно.

Новый штамм уже выявлен в Израиле, Гонконге, Австралии и многих странах Европы, и эксперты не исключают его быстрого распространения по всему миру. В Португалии за сутки «омикрон» обнаружили у 13 новых пациентов. Израиль, Марокко и Япония пошли на крайние меры и запретили въезд иностранцам.

Жестче всего к ограничениям отнеслись в Японии: там «омикрону» присвоили наивысший уровень опасности и ввели строгий карантин для японцев, вернувшихся из стран, где выявлен новый штамм. Лимит на въезд в страну снижен до 3,5 тысячи человек в сутки, сообщили в кабмине. Правда, это скорее превентивные меры, говорит корреспондент ТАСС в Токио Алексей Заврачаев.

— Япония приостанавливает именно выдачу новых виз для иностранцев, не совсем въезд в страну для иностранцев, то есть фактически речь идет о возврате к режиму, который действовал с 28 декабря прошлого года до 8 ноября текущего года. В страну могут въехать только японцы и иностранцы с долгосрочными визами, а также дипломаты и родственники иностранцев, которые на постоянной основе проживают в Японии по некоторым семейным обстоятельствам. С 8 ноября по 30-е [ноября] Япония немножко ослабила визовые ограничения, запустила процесс выдачи виз некоторым бизнесменам, студентам и техническим стажерам, но из-за нового штамма пришлось вернуться к прежнему закрытому режиму. По оценкам японских властей, где-то от двух-трех недель до месяца уйдет на то, чтобы понять, что собой представляет новый штамм. Мне кажется, это все-таки превентивная мера, потому что в Японии в этом году сменился премьер-министр, а предыдущего как раз критиковали за то, что в прошлом году в отношении британского штамма поздно приняли меры, въезд в страну Япония могла закрыть и раньше.

— Насколько в обществе обеспокоены «омикроном»?

— Учитывая, что у японцев высокий процент вакцинации среди населения, около 76%, а если речь идет о пожилых, там больше 90%, и учитывая, что у нас сейчас очень мало случаев фиксируется, в Токио около десяти человек в день, я не думаю, что в обществе есть беспокойство.

В российском Центре имени Гамалеи считают, что поднимать панику из-за штамма не стоит, меры профилактики сохраняются: вакцинация, ревакцинация, маски и прочее. Ученые также отмечают, что существующие вакцины против ковида защитят от тяжелого течения болезни, в том числе и при заражении «омикрон»-штаммом.