Москва подготовила проект Климатического плана до 2060 года
Это будет стратегический документ, который охватит все отрасли городской экономики
Читать на полной версииВ Москве завершились международные климатические диалоги, которые проводились в гибридном формате с 23 по 25 ноября по итогам минувшего саммита COP26 в Глазго (Шотландия). О том, что обсуждалось на встрече, о запуске Международной климатической платформы и завершении работы над Климатическим планом Москвы до 2060 года рассказал руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский.
Традиция ежегодных климатических диалогов появилась несколько лет назад в рамках Первого Климатического форума городов. Расскажите, какие трансформации, в том числе с учетом пандемии, произошли и как они повлияли на формат диалога.
Антон Кульбачевский: Сложная эпидемиологическая обстановка прошлого года внесла коррективы — мы постепенно перешли в цифровое пространство. Многие встречи стали проводиться онлайн. Основная часть спикеров международных климатических диалогов также присутствовала с нами онлайн.
За эти два года — с последнего климатического форума — произошло много событий. В ноябре завершился СОР26, в рамках которого страны и города достигли новых договоренностей, объединяясь в борьбе с климатическими изменениями.
В Российской Федерации взят курс на углеродную нейтральность с учетом поглощений: утверждена Стратегия низкоуглеродного развития страны. Впереди национальное регулирование — и уже на обсуждении целый ряд законодательных актов по этой теме. Высокую планку ставят себе и мировые столицы. Ведь именно на них приходится наибольший вклад в выбросы парниковых газов. Поэтому трансформация мировых мегаполисов неизбежна и абсолютно необходима для построения устойчивого будущего.
Что включала повестка в рамках диалогов? И какие вопросы сегодня наиболее актуальны в странах?
Антон Кульбачевский: Остается еще множество вопросов, которые предстоит решить городам и странам. Среди них — вопрос обеспечения быстрого, но справедливого энергоперехода, декарбонизации наиболее энергоемких отраслей промышленности, а главное — быстрое и низкоуглеродное восстановление экономики после пандемии. Все эти и другие вопросы стали темами обсуждения в эти три дня. Повестка включала и трансформацию транспорта, и вопросы адаптации к климатическим изменениям. Всего было проведено 11 ключевых сессий. Они проходили в гибридном формате (онлайн и офлайн) с использованием новой Международной климатической платформы.
Расскажите о климатической платформе, в чем важность ее запуска?
Антон Кульбачевский: Международная климатическая платформа — новый проект правительства Москвы, реализация которого была необходима в существующих реалиях. Это уникальный проект, который мы задумали давно, и именно локдауны прошлого года дали толчок к его реализации.
Климатическая платформа — это социальная сеть профессионального экспертного сообщества в области климата и устойчивого развития. Это научная площадка, где каждый эксперт — автор научных и аналитических статей, знаний, проектов, которые он представляет на обсуждение российского и международного профессионального сообщества.
В рамках платформы есть возможность обменяться конструктивной критикой, предложить новые идеи, создать групповые диалоги для обмена мнениями. Можно оставить открытые комментарии или написать свое мнение автору лично. Это возможность живого диалога, общения на профессиональные темы в любое время из любой точки планеты, когда эксперты могут поделится своими исследованиями и получить отзывы от коллег. Сейчас это особенно актуально, так как идет подготовка Климатического плана Москвы.
Когда планируется официально представить Климатический план Москвы, что в него включат и на какой период он будет рассчитан?
Антон Кульбачевский: Мы завершаем работу над Климатическим планом города, разработка которого ведется по поручению мэра Москвы Сергея Собянина. Его проект уже подготовлен и включает все отрасли городской экономики: от энергетики и транспорта до градостроительного планирования, строительства жилых и административных зданий, автомобильных и железных дорог. Предстоит и пересмотр приоритетов инвестиционной и бюджетной политики в пользу «зеленых» проектов и поддержки низкоуглеродных секторов.
Мы планируем представить Климатический план Москвы в середине января следующего года. Это будет стратегический документ. После завершения климатических диалогов на платформе сформируем аспекты этого плана и то, что мы собираемся выполнять. План начнет действовать с 2022 года и предварительно рассчитан до 2060 года. Пока ставим такую временную планку для достижения углеродной нейтральности.
Какие проекты уже позволили добиться позитивных результатов в снижении негативного воздействия на климат?
Антон Кульбачевский: Работая над планом, мы сделали вывод, что курс на устойчивое развитие города, взятый еще десять лет назад, дал значимые результаты и в снижении воздействия на климат. Произошла колоссальная трансформация.
За последние 30 лет количество парниковых газов в Москве сократилось на 25%. Каждый год у нас идет уменьшение этого показателя. Такие результаты мы получили благодаря комплексу мер, проводимых в области энергетики, транспорта, градостроительной политики.
Основной объем выбросов приходится на сферу теплоэнергетики. Здесь же благодаря реализованным проектам были достигнуты самые значимые результаты. По итогам 2020 года произошло снижение выбросов парниковых газов в секторе «энергетика» на 23% от уровня 2013 года при существенном росте потребителей. Именно этот симбиоз в эффективности генерации — в минимизации потерь при транспорте энергии — и в «умном» обеспечении потребителя.
Например, в генерации коэффициент использования тепла топлива в Москве достиг показателей в 72,7%, а это на уровне высокоэффективных топливных систем скандинавских стран. Доля когенерационных мощностей в городе составляет около 93%, а две трети электроэнергии вырабатывается в комбинированном цикле, около 40% тепловой энергии генерируется из вторичных — безуглеродных — источников.
Все большее распространение получают точечные проекты возобновляемой энергетики: тепловые насосы, рекуперация тепла, солнечная энергетика, теплота сточных вод. Суммарная мощность различных возобновляемых источников выросла до 150 МВт электрической и 240 МВт тепловой энергии.
Наряду с повышением эффективности генерации и внедрением возобновляемых источников энергии необходимо ускорение работы с потребителями и активный переход на энергосберегающие технологии в зданиях. Эта работа требует не только физических, но и просветительских и законодательных мер.
Например, такое простое решение, как индивидуальный тепловой пункт и рекуперация вентиляционных выбросов, дает от 10% до 30 % экономии тепловой энергии. Большая работа была проведена и в транспортном секторе. К 2030 году планируется перевести на электротягу весь городской общественный электротранспорт.
Вы сказали об экологизации городского общественного транспорта, переводе подвижного состава на электротягу. В перспективе будут ли рассматриваться иные варианты поездок, к примеру на водородном топливе?
Антон Кульбачевский: Использование водородного топлива — одна из перспективных тем. Сейчас специалисты пытаются сделать его использование максимально безопасным. Москва активно занимается водородной темой. В планах — начать постепенное внедрение водорода в транспортной отрасли. Безусловно, его использование скажется позитивно на экологии, особенно для Москвы, где ежедневно передвигаются миллионы автомобилей.