Из-за гуманитарного кризиса грузовики с товарами стоят в очереди на границе Польши и Белоруссии по три-четыре дня, как в сторону ЕС, так и обратно. Российские логистические компании жалуются, что прогнозировать сроки поставок невозможно.

Консультативный совет по иностранным инвестициям обратился по этому поводу к первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову, пишет газета «Коммерсантъ». Бизнес просит помочь в решении проблем автоперевозок из Европы в Россию.

На КПП «Бобровники» образовалась 25-километровая пробка из грузовиков. Продавцы предупреждают о перебоях с поставками, а поставщики — о риске роста цен на продукцию.

О ситуации на границе рассказал директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов:

Алексей Мисаилов директор по развитию бизнеса FM Logistic в России «Набирает обороты сезон, набирается масштаб по количеству транспорта, который находится на границе. В связи с дополнительными мерами, которые были введены со стороны европейских транспортных инспекций, большее количество машин досматривается, машины медленно проходят границу. Сейчас очередь идет три-четыре дня между Литвой и Белоруссией. На позапрошлой неделе, когда ввели ограничения на основном пути пропуска между Литвой и Белоруссией, в Европе были выходные, и загрузки сдвинулись на конец недели. И сейчас основной поток уже пошел, видно, что пробки увеличиваются, нагрузка на терминалы в пунктах пропуска становится более высокой, и сейчас порядка 1500 машин уже скопилось при переходе в сторону РФ через автомобильные пункты пропуска между Литвой и Белоруссией. Мы посчитали, каждый день стоянки — это простои, компании так или иначе выставят эти тарифы непосредственно потребителю. Тариф у нас уже вырос с лета до сегодняшнего дня на 800-1000 евро из Центральной Европы до Москвы, я думаю, что он еще поднимется на сумму от 300 до 400 евро, если ситуация не разрешится в ближайшее время».

Три-четыре дня на границе — это сейчас минимальный срок простоя. До миграционного кризиса машины пересекали границу за период от двух до восьми часов. В проигрыше все участники процесса, от поставщиков до потребителей, говорит генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло.

Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптимальная логистика» «У нас достаточно большой объем грузоперевозок идет из Европы в Россию именно автотранспортом. Сейчас уже огромные очереди на границах, очень многие перевозчики начинают перенаправлять поток в объезд Белоруссии, в первую очередь через Литву, Латвию. Но, так как там инфраструктура погранпереходов достаточно слабая, не выдерживает такой нагрузки, и там уже огромные очереди. Это все сказывается на стоимости, на сроках, на возможности прогнозирования постановки свободного транспорта под загрузку. Заказчики просят десять машин, предположим, в понедельник в Берлин, а машины просто не успевают возвратиться из России или сделать кругорейс, соответственно, все переносится на вторник-среду. Все это не добавляет спокойствия, а добавляет только нервозности, ставки растут. И мы находимся сейчас в достаточно затруднительном положении, не можем спрогнозировать сроки поставки, что самое неприятное. По несколько дней машина проходит в одну сторону и по столько же дней возвращается. По стоимости фрахта мы отмечаем подорожание на 15-25% на самых главных направлениях для России, это главные партнеры: Германия, страны Бенилюкса, Италия и так далее, там уже от 15% до 25% подорожание есть. Перекрыв границу, ни Польша, ни Белоруссия, никто не выигрывает, все получают убытки. Белоруссия получает убыток от транзита, российские потребители, российский бизнес получают убытки в виде высоких цен на логистику, европейские потребители получают убытки в виде недопоставленных товаров и повышение цен перевозки».

Через границу ЕС и Белоруссии проходит около 10% российского импорта в натуральном выражении, включая продовольственные и непродовольственные товары, в том числе первой необходимости: медизделия, упаковка и оборудование, говорится в письме Консультативного совета по иностранным инвестициям. Более 90% поставок приходится на автотранспорт.

В консультативный совет входят такие крупные производители и поставщики товаров, как Danone, Mars, Metro, PepsiCo, Coca-Cola, Unilever.