Опоздания на работу, конфликты, жалобы на подорожавшее такси: в Татарстане ввели QR-коды для общественного транспорта
В метро коды проверяют на входе, а в наземном транспорте — по ходу движения. Новые правила привели к конфликтам в общественном транспорте между кондукторами и пассажирами
Читать на полной версииОбновлено в 16:55
В Татарстане начали действовать QR-коды для поездок на общественном транспорте. В Казани, по данным на 12:30, кондукторы высадили 786 человек, у которых не оказалось QR-кодов. В метро коды проверяют прямо на входе. В наземном транспорте это делают кондукторы уже во время движения. Из-за одного мужчины, который отказался показывать QR-код, выходить на остановке, зато вызвал полицию, был нарушен график движения на двух трамвайных маршрутах. Образовались большие очереди.
Проверка QR-кодов на транспорте в Татарстане на начальном этапе не могла обойтись без проблем, однако федеральные власти надеются, что скоро ситуация выровняется. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, сообщает ТАСС.
О ситуации рассказывает корреспондент «Эха Москвы» Олег Овчаренко, который сейчас находится в Казани. Он ездил на общественном транспорте сегодня с 5:30 до 10 утра:
Олег Овчаренко корреспондент «Эха Москвы» «Уже с самого утра на отдельных, наиболее загруженных станциях можно было наблюдать очереди примерно по пять-десять человек, у которых пытаются сканировать QR-коды. Выглядит это примерно так: стоят два-три контролера перед турникетами или перед входами в вестибюле, а рядом с ними сотрудники полиции. Пока нельзя сказать, что эта система работает хорошо. Во-первых, есть те, кто не согласен с системой введения QR-кодов на общественном транспорте, из-за чего возникают скандалы, кроме того, у самих контролеров далеко не всегда корректно считываются коды, приходится ждать по 30 секунд или по минуте. Если говорить об автобусе, троллейбусе, трамвае, здесь система немного лояльнее, потому что люди заходят в автобусы, и уже там кондукторы проверяют QR-коды. Из того, что мне удалось увидеть, конфликтные ситуации заканчивались договором: либо просили в следующий раз предъявить QR-код, либо пассажиры говорили, что у них есть только первая прививка, но пока нет QR-кода, извинялись, все сходило на нет. Еще важный момент, что QR-коды в казанском транспорте проверяют без удостоверений личности».
В заявлении МУП «Метроэлектротранс» говорится, что, «несмотря на то что все жители были предупреждены о новых ограничениях, конфликтов избежать не удалось». Многие кондукторы, судя по видео в соцсетях, уже очень устали от новой системы и не сдерживают эмоций.
Как рассказали в Ассоциации автотранспортных предприятий Республики Татарстан, утром в автобусе № 31 пассажир в ответ на просьбу предъявить код ударил кондуктора и брызнул в глаза перцовым баллончиком. В результате пришлось вызвать скорую и полицию. В соцсетях сообщают, что в 43-м автобусе мужчина сломал кондуктору нос после того, как молодой человек протянул чужой проездной.
Происходящее комментирует председатель Ассоциации автотранспортных предприятий Татарстана Сергей Темляков:
Сергей Темляков председатель ассоциации автотранспортных предприятий Татарстана «На остановках может подойти сотрудник ко всем, кто ждет автобус, попросить QR-код, потом он подойдет к кондуктору, скажет, что QR-код проверил, тем самым пассажир сядет быстрее в автобус, и он быстрее поедет на маршрут. Уже останавливаются автобусы, кто-то скандалит. 99% пассажиров едут с QR-кодами, есть один-два человека, которые скандалят, из-за них автобус вынужден останавливаться, вызывают наряд полиции».
О своем пути на работу утром рассказывает корреспондент газеты «Республика Татарстан» Сергей Семеркин:
— В первый автобус я не смог сесть, была большая давка. Во второй я все-таки затиснулся, сел, это было счастье. В 7:40 я пришел на остановку, сел, и кондуктор ходит по салону и говорит: «Кто без QR-кода, выходите». А потом он спрашивает QR-код. Я-то показал QR-код, правда, он не считывал с него, просто посмотрел, есть или нет. Кто-то говорит: «Ну, есть». Два джентльмена верят друг другу на слово: «Есть?» — «Есть», то есть это не проверка, это имитация проверки. Слава богу, я доехал, даже не опоздал на работу.
— Что говорит народ?
— Такие непарламентские выражения нельзя говорить по радио, кто-то же не попал в метро или не смог проехать.
— Во время твоей поездки кого-нибудь высаживали?
— Нет, настолько все плотно в автобусе, большие мужики едут на работу, что там этот маленький кондуктор сможет сделать? Нет.
На фоне введения QR-кодов на общественном транспорте цены на такси взлетели, а все свободные каршеринговые автомобили заняли. Однако вот что Business FM заявили в пресс-службе «Яндекса»: «На данный момент, по нашей статистике, цены на такси в пределах нормы. Резкого роста повышающего коэффициента не наблюдается, и тарифы в регионе также не менялись. Ситуация — в пределах уровня, который соответствует текущим погодным условиям и времени года».
Говорит руководитель агентства недвижимости «Тамерлан» в Казани Тимур Багиров:
— Я сам на автомобиле передвигаюсь.
— Из коллег никто не жалуется?
— Нет, не жалуются.
— Говорят, что такси очень сильно подорожало из-за того, что те, у кого нет QR-кодов, не могут поехать на общественном транспорте.
— Такси да, сейчас у них вырос тариф на 8-10%. Я думаю, там бедолаги кондукторы даже не справляются за проезд рассчитаться утром, когда коллапс, а здесь еще и дополнительно навязали QR-коды.
Как пишут в соцсетях, в отличие от столицы республики, в Набережных Челнах не стали устраивать массовые проверки QR-кодов в общественном транспорте. Сертификаты не требовали у людей ни в автобусах, ни в трамваях. Вместе с тем не было задержек движения транспорта, которых опасались жители. В Татарстане запустили горячую линию по вопросам получения QR-кодов, сообщается в телеграм-канале Министерства здравоохранения РТ.