ФАС предлагает обязать ретейлеров закупать товары местных производителей
Речь идет о введении квот на присутствие в магазинах товаров местного мелкого и среднего бизнеса. Удобно ли будет это производителям и ретейлерам и как решать вопросы с логистикой микропартий товаров и регулярности их поставок?
Читать на полной версииМелких — на полку. На общественном совете при ФАС высказали предложение ввести для ретейлеров квоты на товары местного малого и среднего бизнеса, пишут «Известия». Что думают торговые сети и фермеры?
Намерения как всегда благие — дать место на полках ретейлеров малому и среднему бизнесу. А суть идеи такая. Допустим в каком-нибудь регионе работает крупная сеть. И занимает, к примеру, 50% местного рынка. Так вот, может быть, стоит обязать, чтобы соответствующая доля в ассортименте продавца состояла из товаров небольших местных же производителей? Это пока только предложение, прозвучавшее на общественном совете при ФАС.
Но представим, что это стало законом. И вот ретейлер заключил контракт с каким-нибудь фермером, и тот привез ему ящик молока. Какая у него будет доля на полке? Одна десятая процента, одна сотая? Значит нужно найти еще множество фермеров, договориться с каждым и заполнять магазины их товарами. А если в регионе нет столько фермеров? Естественно, что проще и выгоднее купить крупную партию у большого аграрного холдинга. Да, сама идея привлекать небольших местных производителей в торговые сети хорошая. Их продукцию будут покупать. Но как быть с логистикой, замечает гендиректор сети магазинов «Верный» Олег Высоцкий:
Олег Высоцкий гендиректор сети магазинов «Верный» «Наша сеть выступает с идеей, с инициативой покупать у небольших предпринимателей товар, фреш-товар в основном, фреш-продукцию для магазинов. Там возникает другой вопрос, каким образом будет обеспечиваться логистика таких закупок, потому что, если будет миллион мелких предпринимателей, то как их продукцию, разную, различать на складе? В разных магазинах будут разные товары, там есть вопросы логистически серьезные. Но в целом мы считаем, что это было бы хорошо, как для местных жителей, продукция местная — локальная пользуется спросом всегда, так и для предпринимателей. Но нужно решить вопрос правильно логистически».
Наверное, всем небольшим производителям в идеале хотелось, чтобы их товары стояли на полках крупных супермаркетов, так скорее купят. Но для этого нужно обеспечить постоянные поставки. А если у мелкого агрария что-то сорвется и он не сможет привезти свою продукцию? Платить за это штраф торговой сети? Проще продать самому. Тем более, что каналов продаж — масса. Мелкие магазины фермерских продуктов. Ярмарки, куда целенаправленно ходят за творогом из соседней экологически чистой деревни. Интернет-сервисы. Инстаграм. И в итоге стремиться друг другу в объятия не интересно ни фермерам, ни крупным сетям. Мнение тверского фермера Эдуарда Ястребова:
Эдуард Ястребов фермер «Работать с крупными, торговыми сетями, нам — маленьким фермерам, микрохозяйствам, некомфортно. У нас как у мелких производителей достаточно высокая себестоимость продукции. У нас в Москве есть одна торговая точка на Даниловском рынке, и у нас берут еще по чуть-чуть, два-три поставщика, для перепродаж, то есть для ассортимента. Круглогодично выполнять обязательства перед крупными ретейлерами достаточно сложно. Мы торгуем сами, и в основном свою продукцию продаем сами».
Еще одна идея — не продавать товары малого и среднего бизнеса с наценкой больше 30%. Хотя, наверное, ретейлер и сам сможет решить вопросы своей маржи. Точно так же, как и его право выбрать поставщика по внешнему виду товара. Одна из претензий, которую предъявляют к крупным сетям, — их не устраивают упаковки мелких производителей. Но компании хотят, чтобы продукты продавались, а для этого покупатель должен видеть красивую обертку. Ну, а те, кого устроит сыр в целлофановом пакете, — сходят на рынок. Покупателям, в отличие от бизнеса, пока не планируют указывать, где и что приобретать.