Поправки к закону об иноагентах внесены на рассмотрение в Госдуму
Поправки разработал Совет по развитию гражданского общества и правам человека совместно с Союзом журналистов. Текущая же редакция закона вызывает очень много вопросов, отмечают журналисты и эксперты
Читать на полной версииГосдуме предложили поправки к закону об иноагентах. Их подготовили в Совете по развитию гражданского общества и правам человека при президенте. И передали в Госдуму совместно с Союзом журналистов России. В принятый в 2014 году закон об иноагентах в 2019 году были внесены поправки, в результате чего в списки Минюста стали вносить как СМИ, так и физических лиц (большей частью журналистов, но не только), которых признавали «средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента».
Нынешняя редакция закона совершенно безграмотная, уверен председатель комиссии СПЧ по защите свободы слова и защите журналистов, главред «Московского комсомольца» Павел Гусев:
Павел Гусев председатель комиссии СПЧ по защите свободы слова и защите журналистов, главред «Московского комсомольца» «Очень многие политики, включая председателя Госдумы, высказались за то, что закон нуждается в доработке. Насколько я знаю, и Песков на эту же тему говорил. Мне кажется, что была большая спешка, для чего-то очень нужно было, и, на мой взгляд, человек, который делал поправки, он никогда в жизни не знал о том, что существует закон о СМИ, существуют другие законы, существует Роскомнадзор и многие другие структуры, которые, в общем-то, достаточно убедительно в последнее время контролируют СМИ. Иногда в кавычки надо брать это слово. Не обсудив ни с журналистским сообществом, ни с Советом по правам человека, ни с различными комиссиями, да масса всех этих структур, которые этот закон могли бы привести в более-менее человеческий вид. По этому закону у нас там процентов 70 журналистов старше 50 и 40 лет могут стать иноагентами, потому что они все или награждались иностранными различными премиями, которых достаточно много в мире, плюс участвуют в различных симпозиумах, конгрессах, встречах, где они живут за счет принимающей стороны, значит, иностранные деньги. Они там кушают за иностранные деньги, поэтому все они иностранные агенты. Таких у нас тысячи журналистов, которые выезжали на различные международные мероприятия. Человек, который писал этот закон, достаточно необразованный и, в общем-то, недалекий».
Что бы ни утверждали авторы закона и Минюст, попадание в список исключительно усложняет жизнь десятков журналистов, которых часто на абсолютно непонятных основаниях внесли в него за последние несколько месяцев, считает член Совета по правам человека Ева Меркачева:
Те, кто попал в список иноагентов, обязан регулярно подавать отчеты в Минюст о получении и расходовании самых минимальных сумм — даже если речь идет о покупке зубной щетки.
И маркировать абсолютно все публикации, в том числе и в соцсетях, длинной формулировкой заглавными буквами, в которой указано, что речь идет об иностранном агенте. Невыполнение требования даже по ошибке грозит административным или даже уголовным преследованием.