Обновлено в 21:46

Российский президент впервые высказался по миграционному кризису на белорусско-польской границе. По словам Владимира Путина, эту проблему создали сами государства Запада, и все цепочки по переправке беженцев в ЕС организуют те, кто уже находится в странах Евросоюза. Вот какие заявления сделал Путин в интервью «России 1»:

«Беларусь здесь ни при чем. Мигранты шли же по другим каналам. И то, что они пошли сейчас через Беларусь, — здесь ничего удивительного нет, потому что у Белоруссии, как мне объяснил Александр Григорьевич Лукашенко, безвизовый въезд в страну из стран исхода».

«Хочу, чтобы все знали. Мы тут совершенно ни при чем. На нас все пытаются по любому поводу и вообще без всякого повода какую-то ответственность возложить. Наши авиационные компании не возят этих людей. Ни одна наша компания не возит. Кстати, «Белавиа», как мне Александр Григорьевич сказал, тоже не возит. Чартеры заказывают, безвизовый въезд — люди покупают билеты и полетели».

«Я так понял из разговоров с Александром Григорьевичем Лукашенко и с канцлером Меркель, они готовы друг с другом поговорить, потому что мигранты стремятся прежде всего в Германию».

Он также прокомментировал сообщения о том, что Минск обратился к Москве с просьбой о патрулировании неба над Белоруссией. По словам Путина, «стратегическая авиация для решения подобных кризисов ничего сделать не может», и полеты проводятся в рамках плановых учений.

Кроме того, российский президент считает, что сверхагрессивное поведение НАТО в Черном море и поддержка со стороны США использования беспилотников в Донбассе — это попытки «не дать расслабиться России». Он также назвал «алармистскими» публикации о том, что Россия якобы готовит «военное вторжение на Украину».

Также Путин подчеркнул, что Лукашенко ему ни разу «не сказал, даже не намекнул» о возможной приостановке транзита газа в Европу. «Перекрытие транзита газа нанесло бы большой ущерб энергетике Европы и не способствовало бы развитию наших отношений с Белоруссией как с транзитной страной», — указал Путин.

«В 2008 году, дай бог памяти, мы столкнулись с этим кризисом, когда из-за бесконечных споров по цене на газ и по цене на транзит все дошло до того, что Украина заблокировала наш газ, который предназначен для потребителей в Европе. Просто теоретически, конечно, Лукашенко как президент транзитной страны может, наверное, дать указание по перекрытию наших поставок в Европу. Хотя это будет нарушением нашего транзитного контракта, и я надеюсь, что до этого не дойдет».

Комментирует президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов:

Дмитрий Абзалов президент Центра стратегических коммуникаций «Москва не заинтересована в том, чтобы сейчас на фоне введения «Северного потока — 2», я напоминаю, первая ветка фактически начнет работать уже в ноябре, вторая, возможно, в декабре, создавать проблемы на белорусском направлении, — это очень большой риск. Почему? Если завтра Лукашенко, не дай бог, перекрывает этот маршрут, единственный способ доставки газа, который проходит по этому маршруту в направлении ЕС, — это Украина. В результате «Газпрому» придется закупать дополнительно 34 млрд как минимум кубометров прокачки. Причем я напоминаю, что цена транзита там будет намного выше, чем то, что он прокачивает сейчас, потому что там повышательная система. В результате это может привести к очень серьезным осложнениям с точки зрения, во-первых, введения «Северного потока — 2», потому что это определенный раздражающий фактор, а в Германии сменилось правительство, напоминаю, на левоцентристское. Не факт, что оно отлично воспримет такое решение, особенно вокруг миграционной составляющей. Во-вторых, это в принципе дискредитирует сам канал и, наконец, даст возможность Украине заработать большое количество дополнительных денежных средств. Это в два раза увеличит объемы прокачки на Украине плюс-минус. Поэтому с этой точки зрения, конечно же, Москва поддерживает словесными интервенциями позицию Белоруссии по миграционной составляющей, но дистанцируется от заявления по энергетике, потому что Москве эти заявления очень-очень несвоевременны. Лукашенко в принципе не обладает с формальной точки зрения возможностью перекрывать «Ямал — Европу», но у нас были примеры, когда Лукашенко не обладал, но перекрывал».

О том, почему Россия поддерживает Лукашенко, рассуждает политолог, управляющий партнер компании KGD group Григорий Добромелов:

Григорий Добромелов управляющий партнер компании KGD group «Россия в ответ на жалобы Европы получает выгодную зону для торга — мы урезониваем Лукашенко, а вы нам вот это, вот то и еще вот это. И все понимают, что единственный, кто может управлять Лукашенко, — это мы в данной ситуации, а угрозы со стороны Александра Григорьевича воспринимаются вполне серьезно. На фоне Лукашенко Путин выглядит очень презентабельно для Европы».

А тем временем вышло интервью Александра Лукашенко российскому журналу «Национальная оборона», где президент Белоруссии заявил, что не занимается финансированием организации миграционного кризиса на границе с Польшей:

«Мне что, некуда деньги девать? И вообще: факты на стол! Но это же американцы, а чего, они же языком ляпнули и забыли, что сказали», — заявил президент Белоруссии в интервью российскому журналу «Национальная оборона».

По словам Лукашенко, ни один самолет «Белавиа» не привозил в Белоруссию мигрантов с Ближнего Востока. «Они на своих «Боингах» летают», — сказал он, добавив, что именно политика Запада привела к нынешней ситуации.

«Вы ввели против меня санкции, против белорусов. Вы пошли на гибридную войну против Беларуси. И вы, мерзавцы, безумцы, хотите, чтобы я вас защищал, от мигрантов в том числе?»

В интервью Лукашенко призвал не пугать белорусов интеграцией:

«Зачем пугать людей, что кто-то потеряет независимость и суверенитет? Что Россия вступит в состав Беларуси, а Беларусь в состав России, ну зачем про это говорить? Надо просто делом заниматься и делать. Вот суть нашей интеграции сегодня».

Также Лукашенко заявил, что Россию уже разорвали бы на части, если бы во главе страны не стоял Владимир Путин: «Не было бы Путина — не было бы нашей цивилизации, Россию раздербанили бы». Лукашенко подробно рассказал и о своих отношениях с Путиным:

— Мы с ним на «ты» всегда, у нас очень дружеские, братские, теплые отношения с ним. Мы похожи чем? Мы, когда сидим за столом, я говорю: «Слушай, я вот иногда думаю, почему мы практически одинаково воспринимаем реальную действительность?» Я говорю: «Ты дворовый, а я уличный. То есть мы пришли оттуда, с самого низа». Он говорит: «Точно».

— С земли.

— Да. Ты, говорю, во дворике в этом вырос. Он мне часто рассказывает. А я, говорю, вырос на улице. За мной некогда было кому-то смотреть. Отца не было, мать работала с утра до ночи. Сутками работала. И я на улице фактически вырос. И мы увидели эту жизнь. И мы увидели эту жизнь, у нас были одни ценности. И у него, и у меня. Мы на них выросли. Поэтому мы одинаково воспринимаем эту действительность. Да, мы можем где-то по-разному в силу каких-то обстоятельств перемалывать эту действительность и делать соответствующие выводы. Но не буду это конкретизировать, сам понимаешь, но прошлый год для нас был уроком для обоих: и для меня, и для него. Мы поняли, что все эти разговоры — ширма со стороны Запада, это просто разговоры. А они, как я сказал, войны здесь развязывали постоянно, так они нацелены и сегодня, просто уже мы другие, они нас побаиваются, но цели у них те же.

Лукашенко также сообщил, что хотел бы получить от России несколько дивизионов ракетных комплексов «Искандер», чтобы разместить их на западном и южном направлениях.