Для ввозимых в Россию электромобилей хотят в несколько раз повысить утилизационный сбор
Изменения должны вступить в силу с 2022 года, следует из поправок, подготовленных Минпромторгом. Каковы возможные последствия этого шага и что об этом думают владельцы электрокаров?
Читать на полной версииМинпромторг предлагает увеличить утильсбор на ввозимые в Россию новые электрокары почти в девять раз, а на подержанные электромобили старше трех лет — почти в четыре раза. Это для компаний-импортеров.
Для россиян, которые сами ввозят электрокары из-за рубежа, размер утилизационного сбора тоже повысится, но не так сильно. Конкретные цифры назвал автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Если автомобиль будут ввозить юридическими лицами, то есть некими импортерами либо дилерами, ставки вырастут практически до запретительного уровня. На новые машины, например, ставка может вырасти до 480-500 почти тысяч рублей на наиболее мощные автомобили уровня Tesla. На машины маломощные типа Renault Twizy Zoe, Nissan Leaf удорожание будет меньше — в районе 120 тысяч рублей в зависимости от мощности. Но если автомобиль ввозится физическим лицом, то ставка небольшая. «Физики» на себя по-прежнему электромобили могут ввозить практически бесплатно, там ставка утильсбора в районе 5-6 тысяч рублей».
Найти новый электромобиль нелегко даже в Москве, не говоря уже о других регионах. Просто прийти в автосалон и купить такую машину не выйдет. Продаются они обычно по предварительным заказам и с частичной предоплатой. Да и объемы пока мизерные. Так, по данным агентства «Автостат», в январе — мае этого года россияне приобрели 650 новых электрокаров.
Рынок машин с пробегом заметно больше: по оценкам того же «Автостата», их продается сейчас примерно в четыре раза больше, чем новых. Это главным образом японские модели, которые пользуются популярностью на Дальнем Востоке. Попадают они туда через посредников. Это люди, которые покупают подержанные электрокары на аукционах в Японии, везут в Россию, растамаживают, а потом перепродают.
Поскольку подержанные электромобили ввозят в основном физлица, увеличение утильсбора не очень волнует жителей Дальнего Востока, в отличие от вполне возможного возвращения импортной пошлины на электромобили. Вот что рассказал Business FM житель Хабаровска и владелец электрокара Денис:
«У нас есть несколько машин Tesla. Эта марка не так популярна. Здесь доступен именно Nissan Leaf. Они все идут б/у, новый автомобиль купить очень дорого — раза в четыре-пять дороже, это именно по японским ценам. Слышал, что утилизационный сбор повысится на 6 тысяч рублей. Мне кажется, это не очень большая сумма. А еще слышал, что пошлину опять с нового года введут. На данный момент у нас на ввоз электромобилей в Россию она отсутствует. Собираются вводить опять пошлину 15%».
Ранее стало известно, что Ассоциация европейского бизнеса попросила продлить нулевую пошлину на ввоз электромобилей после 2021 года. Сейчас такую идею на уровне ЕАЭС блокирует Россия.
Предполагается, что повышение утильсбора и возвращение импортных пошлин на электромобили защитит российских производителей машин на электрической тяге. Только вот не очень понятно, кто нуждается в такой поддержке со стороны государства. Комментирует заместитель главного редактора международного проекта Motor1.com Юрий Урюков:
Юрий Урюков заместитель главного редактора международного проекта Motor1.com «Проектов у нас, конечно, море, и, действительно, раздаются периодически заявления, что уже буквально завтра мы наводним рынок отечественными добротными автомобилями, дешевыми, доступными. Но пока это все слова, обещания, и по большому счету культура производства электромобилей в России, в общем-то, отсутствует. И более того, без какой-либо активной помощи государства развиться она не может. И, видимо, сейчас у нас считается, что подобные ограничительные меры должны как-то стимулировать российских производителей. Но мне кажется, что этот процесс будет очень вялым, растянутым во времени».
В июне газета «Коммерсантъ» писала, что госпрограмма развития электротранспорта в России до 30 года обойдется более чем в 800 млрд рублей, из них почти 200 млрд — бюджетное финансирование. Согласно планам, уже в следующем году на рынок должны выйти три тысячи российских электромобилей. Но непонятно, о каких машинах идет речь. Прототип легкового электромобиля есть у КамАЗа — это модель «Кама-1». Но ее серийная сборка запланирована на 2024 год.