Обновлено в 13:46

Жители Чукотки пожаловались президенту на дефицит в магазинах. Задержки поставок продолжаются уже три месяца. В небольших поселениях — Певек, Билибино и других — пустые прилавки, нет овощей и фруктов, молочной продукции, яиц, заканчивается картофель.

Дефицит на Дальнем Востоке успели покрыть пока только в крупных городах, говорит камчатский журналист, автор телеграм-канала «Сельский альманах» Анастасия Комова:

Анастасия Комова камчатский журналист, автор телеграм-канала «Сельский альманах» «По Петропавловску такого страшного дефицита, как пишут в некоторых телеграм-каналах, нет. Паники среди жителей вообще не заметно. На первых порах, когда только выяснилось, что контейнеры простояли три месяца, были пустые полки особенно в детских магазинах. Не было смесей, детских пюрешек, но это продлилось неделю, максимум две. Контейнеры стоят, но кто-то наделал запасов. В продуктовых магазинах страшного дефицита не чувствуются: полки полные, цены высокие — доширак по 115 рублей, и люди привыкли, что цены растут, особенно если это овощи, то вообще катастрофа. Проблема в северных поселках с поставками. Недавно жаловались, что не было завоза, перебои с поставками на два-три месяца — это обычная картина для зимы».

Пробка в приморских портах (в том числе самом важном, во Владивостоке) появилась именно тогда, когда регионы Дальнего Востока ожидают жизненно важного «северного завоза». Это продукты и социальные товары первой необходимости. Под угрозой оказались поставки на Сахалин, Чукотку, Камчатку, в Магаданскую область.

Для Чукотки 700 контейнеров уже отгружены, путь им прокладывают два ледокола, заявил полпред президента в Дальневосточном округе Юрий Трутнев. Около 1,5 тысячи контейнеров ожидают своей очереди, в целом, пробка уже уменьшилась на треть.

Причин для логистического коллапса несколько, говорит директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов:

Алексей Мисаилов директор по развитию бизнеса FM Logistic в России «Связано это в том числе и с ковидом. Компании не делали каких-то определенных запасов, резервов у себя на складах. И сейчас ситуация такая, что когда в одной из этой цепи поставок наступает коллапс, или эффект бутылочного горлышка, — страдают уже другие цепочки в этой глобальной цепи поставок. Так и случилось сейчас на Дальнем Востоке. Я думаю, что до Нового года коллапс будет снят, но руку на пульсе нужно держать. По короткому плечу доставлять товары из Юго-Восточной Азии гораздо проще, быстрее, но способность наших портов тоже не безгранична. Произошло увеличение грузооборота со странами Юго-Восточной Азии, конкретно с Китаем — более чем на 30%. Поток, который шел раньше транзитом через европейские страны, пошел напрямую из Китая».

К этому добавился рост цен на перевозки по Суэцкому каналу, рост спроса на транзит через Транссиб и Дальний Восток. А когда Китай резко нарастил транзит контейнеров через Владивосток и Находку из-за коронавирусных ограничений в своей логистике, то контейнеры стали накапливаться, суда — ждать разгрузок неделями, фуры — стоять в километровых пробках.

Дальневосточная таможня заявила, что коллапс до конца года не закончится. Хотя в целом опасения сильно преувеличены, говорит управляющий партнер компании «Инфрапроекты» Алексей Безбородов:

— В четыре порта Чукотки, в один порт в Магаданской области, в один порт Петропавловска-Камчатского, в четыре порта Сахалина ввезено примерно то же самое количество контейнеров с товарами народного потребления и продуктами питания, что и в прошлом году, по итогам девяти месяцев. Об этом говорит статистика самих этих портов. Проблемы в основном с экспортно-импортным направлением, то есть это то, что входит-выходит в направлении Юго-Восточной Азии через Владивосток и порт «Восточный». Что касается недозавоза, то еще раз повторюсь, статистика северных портов говорит об обратном, все завезено.

— Насколько обоснованы опасения, что порт будет перегружен до Нового года?

— Если вы имеете в виду порт Владивосток, он будет перегружен весь 2022 год, и весь, скорее всего, 2023 год, потому что логистические проблемы по всему миру не закончатся ни в 2022 году, ни в 2023-м.

Сейчас контролем отправок грузов в регионы — Чукотку, Камчатку, Сахалин и Магаданскую область — занялась рабочая группа Минтранса. Работу приморских портов проверяет транспортная прокуратура.

Газета The Times сообщила, что энергокризис в Китае грозит усугублением глобального дефицита. Нехватка электроэнергии вынуждает многие заводы и фабрики приостанавливать работу или переходить на двухдневную рабочую неделю, снижая объемы производства. Все это может сказаться на доставке товаров из Поднебесной, особенно в преддверии новогодних праздников, говорит управляющий партнер компании «Хекни Групп» в России Александр Горьков:

Александр Горьков управляющий партнер компании «Хекни Групп» в России «Конечно, нарушения поставок будут. В большей степени они коснутся производств: например, сейчас уже понятно, что из-за энергетического кризиса сократилось производство магния. Китай — один из основных производителей, соответственно, это отразится на производстве автомобилей. То есть покупатели могут не дождаться автомобилей к Новому году. Что касается продуктов питания, мы не сильно зависимы от Китая при поставках продуктов, и не надо забывать, что всегда есть альтернатива в виде Европы. То, что не может поставить Китай, вполне может привезти Европа, потому что европейские перевозки сохраняются в полном объеме. Да, там есть небольшое увеличение фрахта, но оно не настолько значительное по сравнению с Китаем».

От перебоев с электроэнергией страдают около 20 китайских провинций, в 16 из которых введено нормирование потребления электричества.