ЦИАН удачно разместился на Нью-Йоркской бирже
Акции на первых торгах выросли на 13%, а вся компания была оценена более чем в 1 млрд долларов. Но так ли все радужно, как кажется?
Читать на полной версииЦИАН бодро дебютировал на Нью-Йоркской фондовой бирже. Цену размещения онлайн-сервиса по поиску недвижимости установили по верхней границе — 16 долларов за американскую депозитарную акцию — бумаги в моменте росли более чем на 10%. А всю компанию оценили более чем в 1 млрд долларов.
Общий объем сделки — почти 300 млн долларов. ЦИАН привлек почти 65 млн долларов, продающие акционеры — порядка 227 млн долларов.
Подготовка к IPO началась в начале этого года. По словам гендиректора ЦИАН Максима Мельника, бумагами компании активно интересуются в Европе, США и России. Причем как крупные фонды, так и розничные инвесторы. Организаторами IPO стали Morgan Stanley, Goldman Sachs, JPMorgan, Райффайзенбак, «Тинькофф», «ВТБ Капитал» и другие.
Инвесторов могла привлечь узнаваемость бренда. ЦИАН входит в десятку самых популярных классифайдов недвижимости мира. У платформы больше 20 млн уникальных пользователей в месяц. Но больше предложить особо нечего. Компания, как отмечают профильные СМИ, убыточна — чистая прибыль ЦИАН составила 67,5 млн рублей против убытка в почти 600 млн в 2019 году — и имеет много сильных конкурентов: сервисы «Яндекса» и «Сбера», «Авито», «Юла» и другие. Кроме того, сам рынок жилья, в том числе из-за сворачивания льготной ипотеки, постепенно остывает.
Согласно документам, поданым в американскую Комиссию по ценным бумагам, ЦИАН займется так называемым умным обменом: будет выкупать у клиентов квартиры на вторичном рынке и предлагать им переезжать в другие квартиры. Подобными операциями уже занимается компания ПИК. Интерес к ЦИАН со стороны инвесторов, с одной стороны, понятен, но, с другой, есть определенные риски, говорит инвестиционный директор компании «Тринфико» Артем Цогоев:
Некоторые эксперты считают, что реинвестирование никак не повлияет на мнение инвесторов, потому что для высокотехнологичной компании это нормальная практика. И в текущей ситуации важно просто заявить о себе.
По данным «Интерфакса», книга заявок в рамках IPO ЦИАН была переподписана в десять раз. Это вызывает удивление, отмечает гендиректор инвесткомпании «Инфраструктура России» Станислав Машагин:
В целом IPO ЦИАН — это неплохой сигнал для российской экономики. Ожидается, что эти бумаги будут не только хорошо торговаться, но и станут примером того, как можно дальше развиваться, в том числе на американском рынке, продолжает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:
Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Часто, когда говорят про размещение российских акций, ждут историю наподобие американских «единорогов». И когда впервые появилась информация о том, что ЦИАН действительно хочет стать публичной компанией, все, конечно, сравнивали с Airbnb, который в первый день торгов вырос на 112%. Мне кажется, что если не проводить таких аналогий и не иметь таких мощных ожиданий, то в принципе привлечение прошло достаточно неплохо, но, конечно, посмотрим на то, как он будет продаваться, пока роста в первый день на 100% не произошло».
В первый день торгов на Нью-Йоркской бирже котировки ЦИАН выросли на 10,1%, до 17,6 доллара за бумагу. Компании удалось привлечь почти 65 млн долларов. Средства пойдут на общекорпоративные нужды — приобретение других игроков, развитие продукта, расширение присутствия в регионах и перезапуск программы мотивации сотрудников. Рассматривается и возможность погашения кредитов перед Райффайзенбанком и Росбанком.