Москва выходит из локдауна, а регионы продлевают или ужесточают меры
Российские регионы борются с коронавирусом каждый по-своему. Это зависит от ситуации на местах, которую порой сложно оценить через данные статистики. Какой опыт продемонстрирует этот парад профилактических экспериментов?
Читать на полной версииКак сообщил мэр столицы Сергей Собянин, динамика госпитализаций в городе «стабилизировалась», поэтому нерабочие дни продлеваться не будут. Другие субъекты федерации, напротив, один за другим расширяют ограничения или продлевают режим QR-кодов.
Кто во что горазд — так можно описать многообразие подходов к борьбе с коронавирусом, о которых объявляют различные регионы России по мере приближения конца федеральных нерабочих дней. В одном конце профилактического спектра оказалась Москва. Как объявил в среду столичный мэр Сергей Собянин, с понедельника город возвращается к работе так же, как и планировалось — с домашним режимом для непривитых пожилых москвичей и отключением их льготных проездных, 30-процентной удаленкой и QR-кодами в театрах и музеях, но без куаризации общепита, торговли и прочих объектов досуга. Как выразился градоначальник, «в Москве динамика заболевания стабилизировалась, это касается и выявляемости, и госпитализации тяжелой формы» — правда, открытых данных мэрия не публикует. О решении рассуждает политолог Георгий Бовт:
Первым из регионов России, объявившим о подобных мерах, стал Хабаровский край. С декабря жителям предстоит предъявлять QR-коды при покупке авиабилетов и на входе в аэропорт. Уже на этой неделе в регионе вводится частичный локдаун — в Хабаровске и ряде крупных городов закрываются торговые центры и общепит, кроме работы навынос. С конца следующей недели все общественные места можно будет посетить только при наличии QR-кода. О реакции хабаровчан говорит редактор дальневосточного филиала «Российской газеты» Татьяна Дмитракова:
Татьяна Дмитракова редактор дальневосточного филиала «Российской газеты» «Сегодня я была в поликлинике и проходила мимо кабинета, где идет вакцинация, там стоит очень большая очередь. То есть люди активно пошли вакцинироваться. И что касается перелетов, то вполне логично. Дальний Восток — это такое место, где на машине или на поезде не во все места доберешься. И у нас, в общем-то, основной вид транспорта авиационный. Если люди купили уже билеты и планируют вылететь в ближайшие 2-3 недели, как раз сейчас у них есть время для того, чтобы либо завершить вакцинацию, либо пройти ее первый этап и уже планировать далее свою поездку».
Почему Хабаровский край оказался в другом конце профилактического спектра, неясно. Заболеваемость на душу населения в регионе в полтора раза ниже, чем в Москве, а подушевая смертность — в 2-3 раза ниже. Оценить оправданность тех или иных решений сложно еще и потому, что судить о масштабах вспышки по заболеваемости — в условиях разной степени иммунизации или частоты тестирования в каждом из регионов — нельзя, а смертность меняется с большой задержкой. Наиболее чувствительный показатель — частота госпитализаций, но в России такая статистика не публикуется. В отличие от большинства стран Европы. Продолжает житель Германии Самуил:
— Теперь никто не смотрит, сколько человек заразилось, смотрят, сколько человек попало в больницу, сколько человек попало в реанимацию. Не так уж много сейчас попадает в больницу, а реанимации вообще почти пустые, я имею в виду именно ковидники.
— Прирост заболевших за последние сутки — 10 тысяч 800, а умерли за сутки 91 человек.
— Было намного хуже, поэтому нет, не будет ничего такого страшного. Сейчас во всех крупных торговых центрах есть специальные помещения, где можно зарегистрироваться заранее и поставить вакцину. Я вчера был в поликлинике, была достаточно большая очередь людей, которые хотят вакцинироваться, тем более, что сейчас все, кажется, платные. Правда, в разных местах разные цены, но в среднем — это где-то 10-15 евро тест.
Подход большинства других регионов России можно поместить где-то между полюсами Москвы и Хабаровского края. Подмосковье почти полностью повторяет решения столицы — вдобавок к этому оба региона договорились провести эксперимент по частичной куаризации занятий в вузах. Смоленская область продлевает нерабочие дни, но только до середины следующей недели. Псковская область сохранит режим QR-кодов для общепита до конца новогодних праздников. Крым отменяет куаризацию госучреждений, но сохраняет требования для гостиниц. И так далее. Можно предположить, что когда из этого многообразия можно будет выделить те меры, которые окажутся действительно эффективными, их начнут применять более систематически.